Magnus Fragor

Главная » Статьи » Разное

Самые страшные катастрофы в истории человечества

Человек живет в мире, который постоянно может преподнести ему неприятные сюрпризы. Самым частым из них является плохая погода. Но бывают и более серьезные проблемы. Они «ломают» наши города и уносят жизни людей. Кто-то считает, что это его не коснется, но так думают все. В итоге, кого-то это касается и очень сильно. Хорошо, если это окажется чем-то временным, но некоторые люди потом всю жизнь «разгребают» последствия. Мы же предлагаем вспомнить самые смертоносные катастрофы на нашей планете. Вспомним, как они произошли, сколько людей погибло и чему это должно нас научить. Готовы поспорить, что о некоторых из катастроф, о которых мы расскажем, вы даже не слышали.

В нашей сегодняшней подборке будут самые масштабные катастрофы с точки зрения унесенных жизней и самые известные косвенные ”убийцы”. Дело в том, что иногда просто невозможно точно определить количество жертв. Расчетные данные расходятся в разы, если не десятки раз, но от этого катастрофы не становятся менее пугающими.

Начать предлагаем с очень необычных катастроф. С одной стороны, кажется, что катастрофа должны быть связана с взрывами, разрушениями, обрушениями и прочими ”спецэффектами”. Это не совсем так. Иногда глупость и недальновидность ученых или невнимательность и раздолбайство простых людей могут уносить миллионы жизней. Так и получилось.

О катастрофах известно с давних времён – это и извержения вулканов, и мощные землетрясения, и торнадо. В последнее столетие произошло немало катастроф на воде и страшных ядерных катастроф.

Человек плавает на парусниках, лодках, кораблях по просторам океанов и морей сотни лет. За это время произошло огромное количество катастроф, кораблекрушений и аварий.

В 1915-ом году немецкой субмариной был торпедирован британский пассажирский лайнер. Судно затонуло за восемнадцать минут, находясь на расстоянии тринадцати километров от берегов Ирландии. Погибло тысяча сто девяносто восемь человек.

В апреле 1944-го года в порту Бомбея произошла страшная катастрофа. Все началось с того, что при разгрузке одновинтового парохода, который был загружен с грубыми нарушениями техники безопасности, произошел сильнейший взрыв. Известно, что на пароходе было полторы тонны взрывчатки, несколько тонн хлопка, сера, древесина, золотые слитки. После первого взрыва прозвучал второй. Горящий хлопок разлетелся в радиусе без малого на километр. Горели практически все корабли, склады, начались пожары в городе. Потушить их удалось только через две недели. В результате около двух с половиной тысяч человек попали в больницы, погибшими оказались тысяча триста семьдесят шесть человек. Восстановить порт удалось только через семь месяцев.

Самая известная из катастроф на воде – это гибель «Титаника». Столкнувшись с айсбергом во время первого же рейса, корабль затонул. Более полутора тысяч человек погибли.

В декабре 1917-го года у города Галифакс столкнулись военный французский корабль «Монблан» с норвежским кораблем «Имо». Произошел сильнейший взрыв, приведший к разрушению не только порта, но и части города. Дело в том, что «Монблан» был загружен исключительно взрывчаткой. Погибло порядка двух тысяч человек, девять тысяч были ранены. Это мощнейший взрыв доядерной эпохи. Три тысячи сто тридцать человек погибло на французском крейсере после торпедной атаки немецкой субмариной в 1916-ом году. В результате торпедирования немецкого плавучего госпиталя «Генерал Штойбен» погибло около трех тысяч шестисот восьми человек.

В декабре 1987-го года филиппинский пассажирский паром с названием «Донья Пас» столкнулся с танкером «Вектор». Погибло при этом четыре тысячи триста семьдесят пять человек.

В мае 1945-го года произошла трагедия в Балтийском море, унесшая жизни порядка восьми тысяч человек. Грузовое судно «Тильбек» и лайнер «Кап Аркона» подверглись обстрелу британской авиации. В результате торпедирования советской подлодкой судна «Гойя» весной 1945-го года, погибло шесть тысяч девятьсот человек.

«Вильгельм Густлов» – так назывался германский пассажирский лайнер, затопленный подлодкой под командованием Маринеско в январе 1945-го года. Точное количество жертв неизвестно, приблизительно – это девять тысяч человек.

Огромное количество людей подвергаются воздействию ядерных катастроф. Так в апреле 1986-го года взорвался один из энергоблоков Чернобыльской АЭС. Радиоактивные вещества, попавшие в атмосферу, осели на находящиеся неподалеку села и города. Эта авария – одна из самых разрушительных в своем роде. В ликвидации аварии участвовали сотни тысяч человек. Несколько сотен человек погибли или получили увечья. Вокруг АЭС образована тридцатикилометровая зона отчуждения. До сих пор масштаб бедствия не выяснен.

В Японии в марте 2011-го года на атомной станции «Фукусима-1» во время землетрясения произошел взрыв. Из-за этого большое количество радиоактивных веществ попало в атмосферу. Первое время чиновники замалчивали масштаб катастрофы.

После Чернобыльской катастрофы, наиболее значимой считается ядерная авария, произошедшая в 1999-ом году в японском городе Токаймура. На заводе, перерабатывающем уран, произошла авария. Шестьсот человек получили облучение, четыре человека погибли.

Самой губительной катастрофой для биосферы за все время существования человечества считается взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе в 2010-ом году. Сама платформа после взрыва ушла под воду. В результате, в мировой океан попал огромнейший объем нефтепродуктов. Разлив длился сто пятьдесят два дня. Нефтяная пленка покрыла площадь, равную семидесяти пяти тысячам квадратных километров в Мексиканском заливе.

По числу жертв наиболее масштабной считается катастрофа, которая в декабре 1984-го года произошла в Индии в городе Бхаполе. На одном из заводов произошла утечка химикатов. Погибло восемнадцать тысяч человек. До сих пор причины этой катастрофы до конца не выяснены.

Нельзя не сказать о самом страшном пожаре, произошедшем в Лондоне в 1666-ом году. Огонь молниеносно распространился по городу, было уничтожено около семидесяти тысяч домов, погибли порядка восьмидесяти тысяч человек. Пожар продолжался четверо суток.

Что едят воробьи

Да, именно воробьи. Они стали причиной того, что в период с 1958 по 1961 год в Китае умерло по разным оценкам от 10 до 30 миллионов человек. Причиной смертей стал голод, который в свою очередь вызвал массовое истребление воробьев. В то время в рамках экологической политики в Китае проводилась борьба с некоторыми типами вредителей, которые портили или съедали запасы зерна. К таким вредителям отнесли крыс, мух, комаров и воробьев. Ученые и агрономы подтвердили, что только из-за воробьев ежегодно терялся объем зерна, которым можно было бы накормить не менее тридцати пяти миллионов человек в течение года. В итоге, 18 марта 1958 года был разработан план борьбы с этими птичками. Местному населению было поручено не давать им садиться на землю. Крестьяне бегали за ними, стуча палками по ведрам. В итоге, через 15 минут обессиленные птицы падали на землю замертво. Так по расчетам было уничтожено около двух миллиардов воробьев. В итоге зерна действительно стало больше, но через некоторое время начался взрывной рост количества гусениц и прочих насекомых, которыми до этого питались воробьи. И через какое-то время зерна стало настолько мало, что это привело к массовому голоду и унесло миллионы жизней.

Массовое отравление в Ираке

Массовая гибель людей из-за отравления в Ираке до сих пор остается загадкой с точки зрения числа жертв. По официальной статистике умерло от 500 до 6000 человек, а по неофициальной – до 100000 человек. Это только непосредственно от допущенной ошибки. По разным данным было еще три миллиона человек, которые могли пострадать косвенно. Случилось все из-за партии зерна, обработанного метилртутью. Ее завезли в Ирак из Мексики в 1971 году. На мешках с зерном было написано, что они непригодны для употребления в пищу, так как предназначались для проращивания. Из-за того, что никто не знал испанский язык, зерно начали употреблять в пищу. В итоге, это привело к отравлениям и гибели огромного количества людей. Метилртуть – вещество c химической формулой [CH3Hg]+. Это токсичное соединение способно накапливаться в организме и вызывать болезнь Минамата (отравление ртутью). Косвенным дополнительным фактором, который заставил жителей думать, что в мешках именно еда, стало то, что партия пришла с опозданием, когда посевная уже закончилась. Люди и не стали разбираться. Разобрали, съели и отравились. В результате это привело к усилению контроля за экспортом и импортом зерна со стороны ВОЗ и других международных органов.

Массовая утечка газа в Индии

Одна из самых страшных техногенных катастроф произошла в индийском городе Бхопал. В этом городе находился крупный химический завод американской компании Union Carbide, производивший пестициды. 3 декабря 1984 года на этом заводе произошел сильный взрыв в одном из хранилищ химикатов. Взорвался огромный бак, в котором находилось чрезвычайно токсичное вещество – метилизоцианат. Дело в том, что это вещество закипает при температуре выше 38 градусов. Взрыв произошел как раз из-за перегрева емкости. В результате этого на свободе оказалось 42 тонны паров этого вещества, которые моментально накрыли город с населением около одного миллиона человек. Люди проснулись от резкого запаха. Через несколько минут у них начало жечь глаза, а вслед за этим началось удушье. В итоге, люди начали в панике покидать свои дома и бежать куда попало. Только чуть позже они поняли, что проблема была на заводе, но было уже поздно. ”Начался рассвет и перед нами предстала более ясная картина масштаба катастрофы. Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы. Мертвые тела лежали повсюду. Я подумал, боже мой, что это? Что случилось? Мы буквально онемели, мы не знали, что делать!” – из интервью начальника полиции Бхопал службе BBC. Полиция, которая прибыла на место происшествия, просто не знала, что делать. Всюду лежали мертвые люди. В итоге, только за первые 72 часа с момента взрыва погибло 8000 человек. Официально жертвами считаются примерно 15000 человек (неофициально – 20000 человек). Количество тех, кто после этого года страдал хроническими заболеваниями, достигло 700000 человек. Это не считая отклонений у потомства. Бывшие руководители компании Union Carbide, в том числе крупный индийский бизнесмен Кешуб Махиндра, возглавлявший индийское подразделение американской компании во время аварии, получили по два года заключения за непредумышленное убийство, а правительство Индии получило от компании компенсацию в 470 миллионов долларов, хотя изначально требовали 3,3 миллиарда долларов (заключили мировое соглашение). Пострадавшие получили компенсацию по 500 долларов.

Самое разрушительное цунами

Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку. Больше всего жизней унесло цунами в Юго-восточной Азии 26 декабря 2004 года. Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна. В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240000 человек. Больше всего погибших было в Индонезии – примерно 180000 человек. На втором месте оказался остров Шри-Ланка, где волна убила примерно 37000 человек. Относительно немного людей погибло в Таиланде – ”всего” 5000 человек. Еще по несколько тысяч жизней цунами унесло в других регионах. Оно дошло даже до берегов Сомали.

Атомная станция Фукусима

Авария на атомной станции Фукусима тоже произошла из-за цунами. Оно обрушилось на Японию 11 марта 2011 года. Само цунами унесло жизни 15000 человек и еще около 9000 пропали без вести. Что касается аварии на атомной станции, то она произошла из за разрушения средств охлаждения реакторов. В итоге они начали перегреваться и врываться. Непосредственно на станции погиб 1 человек. Около 50 человек погибли при эвакуации со станции. Всего из района было эвакуировано до 150000 человек. Из них более 1000 умерло в первый год после аварии. Многие стали инвалидами и до сих пор не могут вернуться в свои дома, которые были рядом со станцией. Поэтому не совсем логично считать, что от аварии погибли только те, кто умер в тот день. Аварии на атомных станциях тянутся широким шлейфом еще в течение многих лет. Кроме людей и близлежащей территории суши, пострадал и океан. В него тоже попали радиоактивные отходы и зараженный мусор, которые до сих пор дрейфуют в Тихом океане.

Авария на Чернобыльской АЭС

Первое слово, которое приходит в голову при разговорах об авариях на атомных станциях, это ”Чернобыль”. Мы рассказывали о многих авариях, которые происходили на объектах атомной промышленности, но именно Чернобыль стоит среди них особняком. Авария произошла 26 апреля 1986 года и в первые минуты с момента взрыва погиб 31 человек из состава дежурной смены ЧАЭС и пожарных расчетов, прибывших на место для тушения пожара. В течение десяти лет с момента аварии умерло еще 4000 ликвидаторов и местных жителей. Но самое большое количество людей пострадало от радиоактивного облака, которое двигалось в сторону от станции. По разным подсчетам их количество варьируется от 600000 до миллиона человек. Стоит отметить, что облако прошло не только по территории СССР и Европы, но даже было зафиксировано в США. К аварии привело стечение обстоятельств и сочетание большого количества нарушений на самой станции, включая ошибки при строительстве. На станции должны были проводиться испытания по переключению питания от реактора на дизельные генераторы, но их перенесли на тот день, когда на станции работала неподготовленная бригада. В итоге, когда мощность реактора начала лавинообразно расти, вместо ликвидации ситуации включили аварийную защиту, которая все только усугубила. В ночь аварии на ЧАЭС проводились испытания, но бригада специалистов, дежурившая на станции, была некомпетентна в таких работах. Было эвакуировано население сначала 10-километровой, а затем и 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Всем обещали, что это только на три дня, но назад не вернулся никто. Станция до сих пор находится в состоянии консервирования. Над ней строятся саркофаги, но последствия мы ощущаем до сих пор.

Столкновение самолетов в аэропорту Лос-Родеос

Эта авария не унесла столько жизней, как Цунами в Азии или голод в Китае, но она является одним из самых серьезных происшествий на транспорте и самым серьезным столкновением двух самолетов. Произошло это 27 марта 1977 года на Канарских островах (остров Тенерифе). В результате аварии погибло 583 человека – члены обоих экипажей столкнувшихся самолетов и бОльшая часть пассажиров. Всего в двух самолетах было 644 человека. Самое интересное, что столкновение самолетов было косвенно вызвано терактом в другом аэропорту. Теракт произошел в аэропорту Лас-Пальмас. В результате взрыва никто не погиб, но аэропорт на всякий случай закрыли, чтобы избежать риска повторных взрывов. В итоге, все самолеты были направлены в и без того загруженный аэропорт Лос-Родеос, где и произошло столкновение. Столкнувшиеся самолеты принадлежали компаниям KLM и Pan American. Это были два огромных Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. Интересно, что в баках первого самолета было достаточно топлива, чтобы уйти на другой аэродром, но диспетчеры сказали садиться именно в Лос-Родеос. Само столкновение произошло при заходе на посадку одного самолета и подготовке к взлету другого и стало следствием плохой погоды, сильного акцента диспетчера и того, что в переполненном эфире пилоты перебивали друг друга.

Атака на здания Всемирного торгового центра

В продолжение темы можно вспомнить теракт, который привел к падению бешен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Произошло это 11 сентября 2001 года. Террористы угнали несколько самолетов, которые использовали для тарана зданий. Если разделить происшествие на составляющие, то можно сказать, что это было четыре скоординированных теракта, в результате которых погибло 2977 полицейских, военных, медиков, пожарных и простых людей и 19 террористов. Это стало самым масштабным террористическим актом в истории США. Самолеты были захвачены при помощи пластикового оружия, которое преступники смогли пронести на борт самолета. Планировалось пять столкновений (три с башнями в Нью-Йорке, одно в Пентагоне и одно в Вашингтоне). Только один самолет не долетел до цели – Вашингтона. Что случилось на борту до сих пор неизвестно, но, судя по всему, пассажиры оказали сопротивление захватчикам. В итоге самолет упал, не долетев до цели. В результате теракта погибли не только граждане США, но и еще 96 государств. В результате это привело к военным действиям в Сирии, Афганистане, Ираке и Ливии. Целью ввода войск называлась борьба с терроризмом. Небоскребы вообще не могут быть полностью безопасными. но могут быть красивыми, как самое высокое здание на земле. Также после событий 9/11 были серьезно пересмотрены правила безопасности на воздушном транспорте. Например, в самолеты теперь нельзя проносить жидкости, средства индивидуальной защиты и маникюрные принадлежности.

Крушение ”Титаника” в Атлантическом океане

Люди любят строить теории, согласно которым каждой крупной катастрофе приписывается тот, кому это было выгодно. Так было и с атаками на Всемирный торговый центр и с крушением ”Титаника”. По мнению фанатов конспирологии так за него пытались получить страховку, которая существенно превышала его стоимость. ”Титаник” утонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В результате крушения погибли полторы тысячи человек. Лайнер следовал из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (США). И взял на борт около 2500 пассажиров. Его как только не называли. ”Самый роскошный корабль”, ”Непотопляемый”, ”Суперлайнер” и еще много других названий. Но он все равно утонул. Причиной этого стало столкновение с айсбергом. Капитану ”Титаника” Эдварду Смиту стоило бы быть осторожнее, ведь он знал, что корабль входит в зону с напряженной ледовой обстановкой, но не придал этому значения. При этом, он неоднократно получал предупреждения от капитанов других кораблей, что на пути могут попадаться айсберги. Корабль шел на максимальной для себя скорости примерно 21-22 узла (около 40 км/ч). Есть версия, что у него было задание максимально быстро преодолеть маршрут, чтобы корабль получил неофициальный приз ”Голубая лента Атлантики”. Такое задание дало руководство компании ”Уайт Стар Лайн”, владевшая ”Титаником”, ”Атлантиком” ”Британиком” и другими судами подобного класса. Голубая лента Атлантики – неофициальный приз, который давался кораблю, который быстрее всех пересек Атлантический океан от берегов Британии до берегов США. Во время столкновения ледяная глыба, которую не заметил впередсмотрящий буквально вскрыла пять носовых отсеков корабля по правому борту. В результате этого они начали затапливаться. ”Титаник” обладал хорошей системой перегородок, но при повреждении 90 метров борта шансов на спасение просто не было. Примерно 1500 погибших появились из-за того, что на корабле не хватало спасательных средств, а те, что были, использовались крайне нерационально. В первых шлюпках уплывало по 12-15 человек, а последние спускались на воду с 70-80 пассажирами при вместимости 60 человек. Сейчас останки корабля лежат на дне Атлантического океана на глубине около 3500 метро. Многие спрашивают, почему его не поднимут. Технически такую задачу нельзя назвать невыполнимой, но большая глубина сильно мешает в ее реализации. Главной трудностью является сгнивший металл, который уже почти развалился. Окончательно он ”растворится” в соленой воде примерно через 80-100 лет.

Могут ли в море столкнуться два корабля

Как показывает практика могут столкнуться и самолеты в небе, и корабли в море. Это только кажется, что там много места. На самом деле весь подобный транспорт движется по одним и тем же заранее проложенным маршрутам. 20 декабря 1987 года пассажирский паром ”Doña Paz” (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером ”Вектор”. Каких-то более крупных катастроф на воде в мирное время не происходило ни до, ни после этого события. Паром ”Doña Paz” два раза в неделю следовал по маршруту Манила – Катбалоган. В тот роковой день он выполнял обычный рейс с почти 4500 пассажирами. Примерно в 22:30, когда многие пассажиры уже спали, паром столкнулся с танкером, который перевозил бензин и другие нефтепродукты. В результате столкновения бензин разлился и загорелся. Можно только представить, как себя чувствовали пассажиры, которые уже спали, а проснулись от сильного удара и сразу увидели огонь вокруг. Началась паника и люди стали искать способы спастись, но средств спасения на борту было недостаточно. В итоге, выжили всего 24 пассажира парома (из 4500) и 2 члена экипажа танкера. Со слов выживших, погода в тот день была хорошей, но на море было волнение. Причиной столкновения стали ошибочные действия экипажей, которые и привели к трагедии.

Землетрясение в Сирии

Землетрясение 1202 года, эпицентр которого находился в Мертвом море, было не столько мощным, сколько продолжительным и масштабным – оно ощущалось на огромной территории, расположенной между Сирией и Арменией. Точное количество погибших неизвестно – в XIII веке никто не вел подсчет населения, но даже по самым скромным подсчетам землетрясение унесло жизнь более миллиона человек.

Землетрясение в Китае

Одно из самых разрушительных землетрясений в истории человечества – в Китае – произошло 23 января 1556 года. Его эпицентр находился в районе правого притока реки Хуанхэ – Вэйхэ, а затронуло оно 97 округов в нескольких китайских провинциях. Землетрясение сопровождалось обвалами, оползнями и изменением русел рек, что, в свою очередь, приводило к наводнениям, а разрушение домов и храмов – к сильным пожарам. Вследствие катастрофы грунт разжижался и затягивал под землю строения и людей, ее воздействие ощущалось даже на расстоянии 500 километров от эпицентра. Жертвами землетрясения стали 830 тысяч человек.

Землетрясение и цунами в Португалии

Печально знаменитое Лиссабонское землетрясение началось 1 ноября 1755 года в девять часов утра – от первых толчков в море до того момента, когда 15-метровая цунами накрыла центральную набережную города, прошло всего двадцать минут. Большинство его жителей находились на службе в церквях – праздновали День всех святых, поэтому шансов на спасение у них не было. В Лиссабоне начались пожары, которые продолжались в течение десяти дней. Помимо столицы пострадали еще шестнадцать португальских городов, а соседний Сетубал был почти полностью смыт цунами. Жертвами землетрясения стали от 40 до 60 тысяч человек. Были утрачены такие архитектурные жемчужины, как Оперный театр и Королевский дворец, и живописные шедевры Караваджо, Тициана и Рубенса.

Великий ураган

Великий ураган – или ураган Сан-Каликсто II – самый мощный и смертоносный в истории человечества тропический циклон. Он зародился в начале октября 1780 года в районе островов Зеленого мыса и бушевал неделю. 10октября со скоростью 320 километров в час Сан-Каликсто II обрушился на Барбадос, Мартинику, Сент-Люсию и Синт-Эстатиус, везде оставляя после себя тысячи погибших. Пострадали также острова Доминика, Гваделупа, Антигуа и Сент-Китс. Великий ураган разрушал до основания дома и срывал с якорей и разбивал о скалы корабли, а тяжелые пушки летали в воздухе, как спички. Что касается человеческих жертв, то в общей сложности за время буйства Сан-Каликсто II погибло 27 тысяч человек.

Извержение Кракатау

История знает несколько извержений вулкана Кракатау, но наиболее губительным оказалось то, которое случилось 27 августа 1883 года. Тогда в результате самого мощного в истории человечества взрыва 20 кубических километров камней и пепла и струя пара высотой в 11 метров буквально разнесли на части вулканический остров в Зондском проливе – между островами Ява и Суматра. Ударные волны семь раз обошли вокруг Земного шара и образовали цунами высотой в 36 метров, обрушившуюся на побережье – она унесла жизни 36 тысяч человек. Всего же в результате извержения Кракатау погибло 200 тысяч человек.

Наводнение в Китае

Сразу несколько наводнений в Китае, последовавших один за другим, унесли в общей сложности 4 (!) миллиона жизней. Историки считают, что это самое крупное и трагическое стихийное бедствие в истории человечества. В августе 1931 года вышедшие из берегов в результате затяжных дождей реки Янцзы и Хуанхэ разрушили сдерживающие их дамбы и потекли, сметая все на своем пути. Вода полностью уничтожила сельское хозяйство в нескольких десятках провинций, а находившийся на берегу озера город Гаою был смыт полностью. Но страшнее всего были человеческие жертвы: те, кто не погиб от воды, умерли от разрухи, голода и эпидемий.

Лавина Уаскарана

31 мая 1970 года из-за землетрясения, эпицентр которого находился в Тихом океане, от горы Уаскарана в Перу оторвалась каменно-ледяная лавина и, двигаясь со скоростью в тысячу километров в час, накрыла находящиеся в долине реки Рио-Санта городки Ранрагирк и Юнгай – от них осталось только кладбище с парящей над ним фигурой Христа. Всего за несколько минут лавина стерла их и еще несколько небольших поселков, включая порты Касма и Чимботе, с лица земли. Результат катаклизма: 70 тысяч погибших, среди которых оказались и чешские альпинисты, собиравшиеся покорить Анды, и 150 тысяч раненых. Память тех, жизни которых унесла лавина, в Перу почтили восьмидневным трауром.

Циклон Бхола

Тропический циклон Бхола – одно из самых страшных стихийных бедствий ХХ века. 13 ноября 1970 года на острова и побережье Восточного Пакистана обрушилась волна высотой в 15 (!) метров, смывая на своем пути целые населенные пункты и сельскохозяйственные угодья. За короткое время погибли 500 тысяч человек – в основном это были пожилые люди и дети. Катастрофа имела политические последствия: начались бунты, участники которых обвиняли пакистанское правительство в бездействии и медленной ликвидации последствий. Началась гражданская война между Восточным Пакистаном и центральным правительством, результатом которой стало провозглашение независимости Бангладеш. Весь мир помогал восстанавливать пострадавшие территории. Одной из самых известных благотворительных акций стал концерт, организованный Джорджем Харрисоном: пригласив многих знаменитых исполнителей, он за один день собрал четверть миллиона долларов.

Европейская жара

Жара, накрывшая континент в 2003 году, – то лето стало самым жарким со времени окончания Второй мировой войной – застала врасплох систему здравоохранения европейских стран, которая оказалась не готовы к нагрузкам, когда в медицинской помощи нуждались не десятки, а сотни и тысячи человек. Особенно пострадали такие страны, как Франция, Австрия, Италия, Венгрия, Хорватия и Болгария. Температура в некоторых районах не опускалась ниже +40°С. Первыми под удар попали пожилые люди, а также аллергики и те, кто страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Всего в то лето на европейском континенте умерло около 70 тысяч человек.

536 год: самый страшный год за всю историю

Удивительно, правда? Как можно сравнивать середину VI века с массовыми эпидемиями и разрушительными катаклизмами? Однако недавно ученые пришли к выводу, что именно этот год стал самым худшим за всю известную нам историю человечества. В чем же причина этого решения? Историк и археолог Маккормик, возглавляющий инициативу Гарвардского университета по науке о человеческом прошлом, уверен, что «Этот год стал началом одного из худших периодов в истории». С этим трудно не согласиться: загадочный туман погрузил Европу, Ближний Восток и часть Азии в кромешную тьму – на протяжении 18 месяцев и днем, и ночью за окном стоял непроглядный мрак. Византийский историк Прокопий писал, что «Солнце издавало свет без яркости, подобно Луне, в течение всего года». В это время температура упала до 1,5°C, изредка поднимаясь до 2,5°C – началось самое холодное десятилетие за последние 2500 лет. Именно оно стало началом глобального изменения климата, ставшего благодатной почвой для всех катаклизмов и эпидемий грядущих веков. Летом в солнечных регионах Китая выпал снег, а Ирландию охватил голод из-за неурожая. Бубонная и Юстинианова чума уничтожили по разным данным от 1/3 до половины населения Восточной Римской империи, ускорив ее крах. Лишь недавно ученым удалось наконец выяснить причину подобных катастроф. Проведя сверхточный анализ образцов льда, взятого из швейцарского ледника, команда Маккормика и глясиолога Пола Маевского из Института изменения климата Университета штата Мэн пришла к выводу, что всему виной стало сильное извержение вулкана в Исландии, выбросившего в атмосферу огромное количество пепла. В 540 и 547 годах последовали еще два извержения, а затем пришла чума – и Европа погрузилась в самые настоящие «темные» века. Как оказалось, извержения вулканов выбросили в атмосферу серу, висмут и другие химически активные вещества. Из сочетание образует плотную вуаль по типа аэрозоля, которая отражает солнечный свет обратно в космос и, как следствие, значительно охлаждает планету. Ученые обнаружили, что почти каждое холодное лето за последние 2500 лет связано с вулканическими выбросами.

Категория: Разное | Добавил: laf2304 (21.06.2020)
Просмотров: 259 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz