Человек издавна был очарован полетом, и благодаря современной технологии эта мечта стала действительностью. Однако, у всего есть своя цена. Машина, как и человек, склонна иногда ошибаться, и даже у незначительных ошибок могут быть смертельные последствия. В то время, как мы пытаемся извлечь уроки из каждой катастрофы и улучшаем оборудование, есть некоторые катастрофы, которые оставляют нас в раздумьях по поводу того, что же все таки случилось.
Рейс 4U 9525
Рейс 4U 9525 немецкой авиакомпании Germanwings, выполнявшийся 24 марта 2015 года самолетом A320-211 по маршруту Барселона-Дюссельдорф. На борту находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Спустя полчаса после взлёта самолёт внезапно перешел в быстрое снижение и через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах, в результате чего все находившиеся на борту погибли. В ходе расследования выяснилось, что второй пилот умышленно перевел самолет в режим снижения. При этом он находился в кабине один: командир экипажа ненадолго покинул кабину. Командир пытался вернуться назад, но дверь в кабину была заблокирована изнутри. До момента столкновения с землей второй пилот хранил молчание, не выходил на связь с диспетчером и не отвечал на его повторяющиеся вызовы. Истинные мотивы его действий уже никогда не будут установлены.
Самолёт «Сессна»
16 октября 1972 года член конгресса США от демократической партии Томас Хейл Боггс и политик Ник Бегич поднялись на борт двухмоторной «Сессны», которая направлялась в столицу Аляски – город Джуно. Однако самолёту так и не было суждено доставить пассажиров до место назначения – он бесследно исчез. Даже 39-дневные поиски, которые были названы «самыми масштабными в истории Аляски», т.к. в них было задействовано 70 самолётов, не дали никаких результатов. Выдвигались разные предположения о причине крушения самолёта. Поговаривали, что самолёт был сбит сербами из-за хорватских корней Бегича. Другая версия указывала на политическое прошлое Боггса, входившего в состав Комиссии Уоррена.
Полет 990 EgyptAir
В День Хэллоуина 1999 года Рейс 990 EgyptAir упал в Атлантический океан – погибли все 217 пассажиров на борту. Египетские власти (ECAA) исследовали катастрофу, но так как у них были ограниченные ресурсы, и несчастный случай произошел в международных водах, они попросили помощи у американского Национального совета по безопасности транспорта. NTSB согласилось помочь и обнаружилось умышленное нарушение правил, после чего к исследованию решили подключить ФБР. Египтяне отказались и настояли, чтобы NTSB продолжили исследование. Однако, когда доказательства преступления продолжали открываться, египтяне решили начать свою собственную экспертизу. Как Вы могли бы догадаться, американский NTSB и египетский ECAA пришли к двум различным заключениям. США решили, что второй пилот был склонным к суициду и сознательно уничтожил самолет по личным, неизвестным причинам. Египтяне же свели инцидент до механических неполадок. Такое объяснение не удовлетворило теоретиков заговора, которые рекламировали идеи терроризма и заговоров. Они склонялись к мнению, что все было спланировано, чтобы убить 33 членов египетского правительства, которые были на борту. Хотя мы никогда можем не узнать точно, что произошло, заключительные расшифровки переговоров пилотов дают нам довольно хорошую идею. Пилот говорит: “Что это? Что это такое? Вы заглушили двигатели?”. Тем временем второй пилот отвечает: “Я полагаюсь на Бога.”
Рейс 739 Flying Tiger
В 1962 американские вооруженные силы зафрахтовали Рейс 739 Flying Tiger, чтобы транспортировать поставки и солдат от Калифорнии до Сайгона, Вьетнам. После остановки, чтобы дозаправиться в Гуаме, самолет L-1049 взлетел и исчез над Филиппинским морем. Не было никакого сигнала бедствия, и погода была ясна – казалось, что самолет просто исчез. После поиска четырьмя отделениями вооруженных сил все 107 человек на борту считались мертвыми. Летающий тигр никогда не был найден. Поскольку не были найдены останки, исследователи не могут определить, что произошло с рейсом 739. Помимо предположений о теории заговора, некоторые свидетели утверждают, что они видели дым и яркую вспышку света в месте ожидаемого положения самолета.
Полет 427 USAir
132 пассажира, которые сели на Рейс 427 USAir, ожидали короткую поездку от Чикаго до Питтсбурга. К сожалению, в течение 10 минут после взлета, самолет необъяснимо резко упал на скорости, приближающиеся к 500 километрам в час. Все 132 человека на борту погибли. Это было одной из самых смертельных катастроф в американской истории, а картиной разрушения были напуганы даже видавшие виды ветераны войны. Обычно исследователи могут установить причину катастрофы в течение недели или двух, но для Рейса 427 потребовалось четыре года, чтобы определить причину сбоя. Ревизоры изучили каждую вообразимую теорию и в конечном счете решили, что дефект штурвала заставил пилотов потерять контроль. Распутывая ту тайну, возник другой вопрос: знал ли USAir о проблемах штурвала в их 737 самолетах? Подобные катастрофы в 1990-ых уже происходили и некоторые утверждали, что USAir мог бы предотвратить трагедию. 427, если бы они исследовали другие катастрофы более тщательно. Многие семьи жертв предъявили иск USAir Inc. и Boeing Co. Эти две компании решили избежать суда, выплатив почти $50 миллионов.
Полет 447 Air France
В 2009 Рейс 447 Air France необъяснимо потерпел крушение и упал в Атлантический океан – погибло 228 человек. Не было никакого сигнала бедствия, и никто не знал, что самолет разбился, пока не прошло несколько часов, когда пилоты не установили их запланированный контакт с авиадиспетчерской службой. Самолет на автопилоте, как предполагалось, считался максимально безопасным, и это казалось непостижимым для него, чтобы просто исчезнуть. Было невероятно трудно найти причину бедствия – обломки находились на дне океана. Исследование казалось безнадежным, когда черные ящики не были найдены спустя 30 дней, их маяки перестали подавать сигналы. Однако, французские власти продолжали искать. В 2011 частная команда была нанята для работы, и они нашли ящики в течение недели, как и останки более чем 100 тел. Было определено, что самолет разбился из-за ошибки пилота после того, как автопилот отказал. Хотя большая тайна была наконец решена, многие все еще задаются вопросом, как опытные пилоты (их было три на борту) потеряли контроль над самолетом при вполне управляемой ситуации.
Рейс 7 Pan American
8 ноября 1957 Рейс 7 Pan Am только начинал роскошную кругосветную поездку, когда он рухнул в Тихий океан, погубив 44 человека. Место крушения было найдено неделю спустя, когда американский морской авианосец обнаружил тела, плавающие к северо-востоку от Гонолулу. Власти были неспособны точно определить причину несчастного случая, но есть несколько любопытных фактов о катастрофе. Во первых, не были отправлены никакие сигналы бедствия, а рапорты по токсикологии показали, что у некоторых пассажиров был высокий уровень угарного газа. Более чем 50 лет спустя люди все еще ищут ответы. Некоторые текущие теории охватывают месть от сердитого члена команды, страховое мошенничество и отказ двигателя.
Star Dust
Маленький транспортный самолет Avro Lancastrian компании British South American Airways (BSAA) пропал без вести 2 августа 1947 года. Он направлялся из Буэнос-Айреса в Сантьяго. На борту находились 6 пассажиров и 5 членов экипажа. Незадолго до исчезновения судна радист передал сообщение: «ETA SANTIAGO 17.45 HRS STENDEC». После этого связь с самолетом пропала. На поиски судна отправили чилийские и аргентинские команды, однако никаких обломков не нашли. Тогда эксперты выдвинули несколько предположений: самолет мог стать жертвой диверсии против компании BSAA; на борту находилась бомба, взорвав которую можно было уничтожить дипломатические документы, которые перевозил один из пассажиров; судно было похищено или уничтожено НЛО. Найти обломки удалось только спустя 50 лет: в 1998 году два альпиниста обнаружили остатки авиационного мотора на горе Тупунгато, а в 2000 году в том же месте аргентинцы обнаружили пропеллер, колесо от шасси и человеческие останки. Жертв опознали с помощью анализа ДНК. Эксперты до сих пор не могут расшифровать загадочное послание STENDEC, отправленное радистом Star Dust. Версия о похищении инопланетянами отпала. Эксперты предположили, что пилоты не смогли определить местоположение и начали снижение, в то время как еще не миновали высокие горные хребты. В результате столкновение произошло, когда самолет шел на полной скорости. Однако до сих пор не удалось расшифровать вторую часть послания радиста, эксперты так и не поняли, что означало «STENDEC».
Взрыв Boeing 747 над Нью-Йорком
17 июля 1996 года над Атлантическим океаном взорвался самолет Boeing 747−131 авиакомпании Trans World Airlines, совершавший рейс по маршруту Нью-Йорк – Париж – Рим. Через 12 минут после вылета из аэропорта Кеннеди судно взорвалось. Погибли все 230 человек, находившихся на борту. В первую очередь было выдвинуто предположение, что это был теракт. Рейс вылетел около 20:19, и через 11 минут получил указание о наборе высоты в 15 000 футов, а в 20:31:12 оба бортовых самописца прекратили запись. В то же время самолет пропал с радаров. В 20:31:50 в бостонский центр управления поступил сигнал от другого судна, пролетавшего в том районе, о том, что произошел взрыв. По словам пилота, самолет «просто упал вниз в воду». В это же время стали поступать аналогичные сообщения и от других пилотов, пролетавших в это время рядом с местом катастрофы. Они передавали, что видели или слышали взрыв, а также наблюдали падающие в воду горящие обломки. Примерно треть свидетелей отметила, что они видели как к самолету приближалась снизу светящаяся полоса. Группа экспертов сразу же отправилась к месту катастрофы. Выживших не было. Началась операция по поиску тел жертв и обломков фюзеляжа. Удалось также отыскать и самописцы. При расшифровке записей черных ящиков эксперты услышали фразу: «Посмотри на этот бешеный индикатор расхода топлива на номере 4… видишь это?» Свидетели утверждали, что к самолету приближалась светящаяся полоса. В окончательном отчете отмечалось, что вероятной причиной катастрофы стал взрыв топливного бака в результате воспламенения горючей смеси топлива и воздуха в баке. Это произошло, по мнению комиссии, из-за замыкания проводов вне топливного бака. Однако не всех устроила эта версия. На последних секундах записи самописцев слышен очень громкий и короткий звук. Кроме того, согласно показаниям некоторых свидетелей, к самолету поднимался светящийся луч. В результате, появились альтернативные версии катастрофы, согласно которым самолет мог взорваться в результате срабатывания бомбы на борту, или же мог быть сбит ракетой ВМС США. Приверженцы этих теорий обращают внимание на то, что ФБР, опрашивая свидетелей, не вело аудио-записей, вместо этого делали письменный отчет, на который этим самым свидетелям потом не дали взглянуть.
Пропавший Малазийский боинг
8 марта 2014 года во время перелета из Куала-Лумпура в Пекин пропал самолет Boeing 777−200ER авиакомпании Malaysia Airlines. На борту было 227 пассажиров и 12 членов экипажа. В момент исчезновения самолет находился над Южно-Китайским морем, и последним сообщением с борта было: «Доброй ночи, Малазийский три семь ноль». Через несколько минут после этого связь с самолетом прервалась, и он исчез с радаров. Кто-то отключил устройства, передающие информацию о передвижении судна. Экипаж не сообщал о проблемах на борту, и до этого момента полет проходил в штатном режиме. Позднее военные радары Малайзии засекли самолет в Малаккском проливе. С помощью технических данных, продолжавших поступать через спутники, эксперты определили возможный курс: один был направлен на север, другой – на юг. Однако власти Таиланда, Вьетнама и Китая сообщили, что лайнер не пересекал их воздушное пространство, в связи с чем версия о «северном коридоре» была отброшена. Оставался южный, то есть, судно могло полететь в южную часть Индийского океана, где, вероятно, потерпело катастрофу. В ходе расследования выяснилось, что по паспортам двух пассажиров на борт проникли другие лица. Владельцы документов объяснили, что потеряли документы в Таиланде. Оказалось, что под именами итальянского и австрийского граждан на борт прошел 18-летний иранец Пурия Нур Мохаммад Мердад и 29-летний иранец Сейид Мохаммед Раза Делавар. Поисковая операция, развернутая над Южно-Китайским морем, результатов не дала. 24 марта 2014 власти Малайзии заявили, что боинг потерпел крушение в южной части Индийского океана, а все находившиеся на борту – погибли. Однако эту версию не подтверждает ничего, кроме расчет траектории полета на основе данных спутников. Согласно официальной версии, это был угон самолета. Однако на данный момент не установлены ни лица, которые могли совершить подобный акт, ни их мотивы. В настоящий момент расследование продолжается.
Рейс 191
Рейс 191 не относится к определенной катастрофе, а скорее к инцидентам, которые случались при полетах под номером 191. Фактически, было столько катастроф, что как и в случае с владельцами отелей, которые отказались от 13-го этажа, некоторые суеверные авиакомпании полностью покончили с номером «191». С 1960-ых пять полетов с числом 191 закончились в фатальных катастрофах, включая худшее крушение самолета в американской истории: Рейс 191 American Airlines, который убил 273 человек. Последний раз, в 2012, Рейс 191 JetBlue Airways попал в заголовки после того, как пилот сошел с ума во время полета и начал разглагольствовать об Иисусе, террористах, и 9/11. Он был вышиблен из кабины вторым пилотом и скручен пассажирами. Позже, он был помещен в психиатрическую больницу. Хотя неудача полетов, заканчивающихся на 191, вероятнее всего – совпадение, нумерологи все еще пытаются расшифровать скрытое значение этих чисел.
Годы падений
Череда событий, произошедших за 10 лет до крушения роскошного лайнера PanAm, ознаменовала крайне неудачный период в истории авиакомпании British South American Airways (BSAA), созданной бывшими военными пилотами. В конце 1940-х самолеты BSAA пропадали чуть ли не каждый год. Так, в 1948 году, произошло перелет из Лиссабона на Бермудские острова, над Атлантикой исчез лайнер Star Tiger. Самолет сел на дозаправку в Санта-Марии на Азорских островах, а позже, несмотря на сильный ветер и дождь, продолжит свой путь на Бермуды. После 13 часов полета связь со Star Tiger была потеряна. Останки обнаружены так и не были обнаружены, его исчезновение пополнило копилку легенд о событиях в районе Бермудского треугольника. Год спустя другой самолет BSAA Star Ariel вылетел с Бермудских островов по космосу к Кингстону (Ямайка). Погодные условия характеризовались как отличные, но спустя час полета Star Ariel отправила свое сообщение и больше не выходила на связь. Вскоре начавшиеся поиски случались безуспешными, несмотря на то, что предполагаемая зона обнаружения несколько раз расширялась. Спустя 6 дней после возникновения лайнер перестали искать, так и не обнаружили ничего, что накапливалось бы выявление о крушении. Но самое незаурядное попадание в организм с самолетом BSAA в августе 1947 года. Затем самолет Star Dust, перелетевший из Буэнос-Айреса в столицу Чили, как и в двух других случаях, просто бесследно исчез. Поиски также не увенчались успехом, а широкий диапазон охвата охватывает даже собственные происки захвата или иностранные спецслужбы и захваты инопланетянами. Никто не ожидал, что по прошествии 50 лет два аргентинских альпиниста обнаружат части авиационного мотора на горе Тупунгато в 80 км от Сантьяго. В 2000 году аргентинской армией были обнаружены другие обломки самолетов и останки большого числа пассажиров. После возобновления расследования было установлено, что, вероятнее всего, произошла ошибка пилота, которая привела к столкновению с горой. В результате самолет врезался в стену из снега и льда, которая, обрушившись на лайнер, скрыла его на ближайшем полвека.
|