Magnus Fragor

Главная » Статьи » Разное

Сретение Господне

Есть христианские праздники, о которых знают буквально все. И могут в двух словах описать, что же, собственно, отмечают верующие. Рождество – Христос родился. Пасха – Христос воскрес. А что такое Сретение Господне? Что вообще значит это непривычное современному человеку слово – «сретение»? Предлагаем вам познакомиться с хронологией событий Сретения и посмотреть, какой след этот день новозаветной истории оставил в мировой культуре.

Самый частый вопрос, который можно услышать по поводу Сретения: «Так, хорошо, сегодня Сретение. А что это такое?»

Сретение Господне – один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Православной Церкви он отмечается 15 февраля.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» – «встреча». День Сретения – точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место. Но обо всем по порядку.

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка – то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения – годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов – голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм – для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта – освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. 

После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.).

В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно – Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, – а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35).

Споры в народе – это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений – Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. 

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк2:37 – 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея.

Сретение – это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример – как принять Господа с чистым и открытым сердцем.

После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь – по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, – сто двадцать лет.

Так и Симеон ждал избавления от бремени долгой жизни. И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался. «Ныне отпущаеши раба Твоего» – говорит Симеон. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного – в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства!

Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно – велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, – новорожденный христианин. Полным ликования. 

Сретение – это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием – в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение – встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто – спросите себя: радостен ли я? изменился ли я? сколько в моем сердце любви? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! 

Праздник Сретения Господня – один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках – например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке – это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ... После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». 

Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи – Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, – о, чудо! – Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас!

Но где же во всей этой истории философия? Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет даёт вполне определённый ответ – жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. Но это еще не всё.

Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то прощение и милосердие... Когда за человеческим поступком нам зримо явлено присутствие Божье в нашем мире.

Издавна Сретенье в народном представлении было связано с первой встречей весны. В этот день в храмах принято освящать воду, которую затем используют в лечебных целях. Подробнее о главных традициях, приметах и запретах праздника читайте далее в нашем материале.

Сретение Господне – один из древнейших и важнейших религиозных праздников. Отмечают его и православные, и католики, правда, в разные дни. Христиане западного обряда его уже отпраздновали 2 февраля. А вот у христиан восточного обряда он еще впереди.

Традиции в Сретение Господне:
•    Верующие в Сретение посещают храм и возносят молитвы, прославляющие Спасителя. Церкви 15 февраля проводят традиционные праздничные богослужения.
•    Считается, что домой из храма следует принести освященные свечу и воду, которые служат защитой от всяких бед.
•    Святая сретенская вода считается целебной; ее используют при недугах и от "присрета" – недоброго взгляда, сглаза.
•    В праздник рекомендуется простить все обиды, уделять внимание близким и помогать нуждающимся.
•    В народе Сретение ассоциировалось с наступлением весны. По приметам в этот день судили о будущей погоде.
•    После праздника в селах начинали "весенние" дела: люди перегоняли скот, готовились к посеву, белили деревья. Кроме того, устраивались традиционные гулянья.

Православные в дни святых праздников не делают следующего:
•    не ругаются;
•    не прибираются – традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берет начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно: чтобы собрать новообращенных христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания;
•    не стирают;
•    не работают в огороде;
•    не моются – однако душ принять в святые дни никем не возбраняется. С логической точки зрения толкование этого запрета таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – то есть работы достаточно много.

Кроме того, на Сретение не советуют отправляться в дальнюю дорогу: она может кончиться плохо.

Многие интересуются: "Можно ли вязать в церковные праздники?" Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

В общем и целом, как и в любой двунадесятый праздник, в день Сретения Господня нежелательно работать. Исключением являются те случаи, когда работу необходимо выполнять во благо других людей.

Зато непременно стоит посетить церковь, так как в день Сретения Господня в храме совершается особое торжественное богослужение и служится молебен. Из церкви домой стоит захватить сретенские свечи, так как свечи в этот день освящаются специальным чином. Эти свечи нужно бережно хранить в течении целого года.

Так называемые Сретенские свечи зажигают в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом и освящает сердца Святым Духом.

В течение же года свечу зажигали в таких случаях:
•    если над домом бушевала страшная непогода,
•    если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм,
•    если возникали сложности в родах,
•    если человека «поймала черная болезнь» (эпилепсия),
•    если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).

Вторая важная традиция на Сретение – освящение воды. Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.

Сретенскую воду использовали в таких случаях:
•    для лечения ран и внутренних болезней,
•    от сглаза и ведьмовских чар,
•    кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом,
•    в начале сезона пасечники кропили ею ульи,
•    этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы.

Народные приметы

В народе этот день считали днем первой встречи весны (вторая встреча приходится на Сороки, третья – на Благовещенье). Сретенские морозы считались последними, после них крестьяне не решались пускаться в дальний путь на санях. Этот день был одним из самых больших праздников весны.

В северо-западной Руси праздник был известен под названием Громниц. В этот день было принято приносить в церковь для освещения свечи. Потом во время грозы (и, соответственно, грома) их зажигали, чтобы отогнать беду. Громницы (так называли сами свечи) давали также в руки умирающим, чтобы к нему не смогла подойти нечистая сила. Также в этот день иногда поджигали друг другу волосы – это считалось верным средством от головной боли.

В Сретенье особо заботились о домашней птице. Например, начинали кормить кур овсом, приговаривая: "Корми кур овсом – летом будешь с яйцом". И наоборот: "Если птица напьется воды (то есть не поест) – наберутся хозяева беды".

С этим праздником связано множество поговорок. Например, говорили:
"Сретенье – зима с летом встретились";
"Солнце на лето, зима на мороз";
"У дня больше света, у ночи меньше стужи";
"Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет".

Не меньше было и примет на погоду. Считалось, что если метет снег – будет поздняя весна. На это уже указывало небо с множеством белых звезд.

По погоде на Сретенье судили об урожае трав: бросали поперек дороги палку и наблюдали – если снег заметет ее, то травы будет мало. А вот если в этот день тихо и солнечно, то уродится лен. Капель предвещала урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев.

Категория: Разное | Добавил: laf2304 (05.02.2021)
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [326]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [348]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz