«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» – эту цитату из Ветхого Завета, пожалуй, слышал даже тот, кто никогда не переступал порога церкви. Тема смерти – центральная в христианской культуре, но не только в ней. Большинство религиозных традиций всего мира уделяют смерти огромное внимание. Практически во всех культурах существуют определенные ритуалы, окружающие смерть, от самых простых до тщательно проработанных, продуманных до последних деталей.
С точки зрения антропологии и психологии такая концентрация на теме смерти не является ни странной, ни выдающейся. Более того, одним из определяющих признаков наличия культуры считается существование в ней погребального обряда, пусть сколь угодно простого.
Главный символ христианства – распятие – само по себе, как исторический объект, есть не что иное, как орудие пытки и казни. Смерть занимает особое место и в двух основных христианских таинствах – крещения и причащения. Погружение в воду при крещении символизирует утопление: человек как бы умирает вместе с Христом и воскресает вместе с ним. Смерть и воскрешение Христа символически отражаются и при причащении. Не говоря о том, что большинство дней почитания памяти святых приходится на дни их смерти, а не рождения. Да и вообще, для христианина вся земная жизнь является лишь подготовкой к смерти и новой жизни после нее.
Первые же свидетельства существования похоронных обрядов принадлежат к эпохе Верхнего Палеолита, то есть их возраст – 50000-100000 лет. Сложно сказать, каковы были верования наших древних предков, но, во всяком случае, судя по тому, что в могильных курганах были найдены разные бытовые предметы, можно предположить, что они верили в загробную жизнь. Да и в наше время самой распространенной формой религиозных практик является почитание усопших, например молитвенные обращения к святым и поминальные службы, и известны случаи, когда в гроб усопшего кладут вещь, релевантную увлечению или призванию покойного.
Погребальные ритуалы распространены повсеместно, во всех культурах, но между собой они могут разительно отличаться. Сложно представить более разнообразный набор традиций. К примеру, бушмены из пустыни Калахари оставляют тело лежать там, где человек умер, а сами немедленно снимаются с места и не возвращаются туда много лет. Такие действия совершенно не являются необходимостью для поддержания санитарии и удаления трупа. Но точно так же для этого не требуются и дорогие дубовые гробы, которые столь распространены на Западе.
Если в западных странах на похоронах принято тихо стоически переживать потерю, то во многих средиземноморских и азиатских культурах, напротив, полагается нанимать специальных плакальщиков, которые громко рыдают и воют, провожая усопшего.
Тела умерших помещают в склепы, закапывают, сжигают и даже проводят экскарнацию (обряд отделения плоти от костей). Так, зороастрийцы помещали трупы на крыши специальных Башен Тишины. Крыша такой башни была разделена на три концентрических круга: тела мужчин лежали во внешнем круге, тела женщин – в среднем, а тела детей – в центральном. Когда кости очищались от плоти под воздействием солнца, ветра и птиц-падальщиков, что обычно занимало около года, их собирали в могильную яму в центре башни. Там они окончательно разрушались, а их остатки, проходя через множественные угольные и песочные фильтры, с дождевой водой смывались в море.
В Тибете до сих пор практикуют небесные похороны, оставляя тела любимых на вершинах холмов. Мусульмане стараются захоронить тело как можно быстрее – в идеале это должно произойти до заката следующего дня. А, например, на Южном Сулавеси, в традиционном обществе тораджа, похороны проходят через несколько месяцев или даже лет после биологической смерти человека. До этого тело мумифицируется и остается дома. Его одевают и разговаривают с ним, будто человек еще жив. И даже после похорон каждые несколько лет тела достают из могил и переодевают. Этот обряд называется ma’nene’.
Обрядизация смерти универсальна, и в то же время в каждой культуре смерть ритуализируется особым образом. Почему? И есть ли что-то, что объясняет человеческое стремление уделять смерти столько внимания?
Самые разные религии дают один ответ: это необходимо для благополучия усопших в загробной жизни. Ответ психолога, возможно, тоже предсказуем: мы окружаем смерть обрядами ради самих себя, чтобы заглушить печаль и тревогу. И в самом деле, появляется все больше свидетельств того, что ритуалы предназначены для управления нашим эмоциональным состоянием.
Так, серия экспериментов, проведенных в Гарвардском университете, показала, что ритуалы, даже самые простые, которые были придуманы учеными для эксперимента, уменьшали чувство горя, в том числе и горя от потери близкого человека. Эти исследования также показали, что обряды помогают перенести утрату, давая ощущение контроля над ситуацией. То есть благодаря ритуалам мы чувствуем себя не такими беспомощными перед лицом смерти. Другие, более ранние, исследования показали, что отсутствие похоронных обрядов удлиняет период горевания.
Обряды также помогают нам справиться с собственным страхом смерти. Некоторые исследования показали, что поведение людей в стрессовых ситуациях становится ритуализированным, то есть более шаблонным и повторяющимся. Это помогает уменьшить тревогу. Ну, или сэкономить энергию на принятии решений, когда основные усилия направлены на поддержание себя на ногах, фигурально выражаясь. А групповые ритуалы, особенно сопровождающиеся синхронным поведением, вызывают чувство социального единства, некой общности, которое помогает нам чувствовать себя физически больше и крупнее. Это помогает, когда мы чувствуем угрозу.
Еще одна интересная, но пока неподтвержденная гипотеза основана на теории Зигмунда Фрейда: ритуализация смерти помогает нам избавиться от чувства вины, связанного с избавлением от трупа. Нам необходимы символические действия для того, чтобы изменить восприятие мертвого тела близкого человека. В результате проведения обрядов он перестает быть человеком и превращается в объект, который мы можем покинуть, не испытывая вины.
В определенном смысле нет ничего менее схожего, чем ритуалы тораджа, которые хранят тела умерших годами, и мусульманские или христианские похороны. И все же, несмотря на это, кажется, что все похоронные обряды служат одной цели: помочь нам почувствовать себя менее беззащитными перед лицом горя и страха.
На индонезийском острове Сулавеси, среди живописных гор живёт народ, называющий себя тораджи и практикующий анимизм. Эти люди верят, что всё на свете обладает душой – не только животные и растения, но даже неодушевлённые предметы и явления природы. С этой верой связаны и похоронные ритуалы тораджи – одни из самых необычных и причудливых на нашей планете. Младенцев, умерших до того, как прорежутся зубки, хоронят в стволах деревьев, а мумии умерших десятилетия назад выставляют напоказ.
Похороны для тораджи – крайне важное социальное событие, повод для родственников собраться вместе, для жителей деревни – укрепить или возобновить добрососедские отношения. Проводятся эти обряды в строгом соответствии с традициями и верованиями предков. И продолжаются такие похороны довольно долго. Когда умирает представитель народа тораджи, семья усопшего проводит несколько многодневных погребальных церемоний, но начинаются они не сразу. Дело в том, что обычная семья, как правило, не может быстро собрать необходимые для похорон средства.
Приходится откладывать их на недели, месяцы, а то и на годы – пока достаточную сумму не удастся накопить. Всё это время покойный лежит забальзамированный в специально выделенном помещении под одной крышей с живыми членами своей семьи. Пока все церемонии не будут проведены по всем правилам, человек считается не мёртвым, а просто больным.
Как только нужная сумма собрана, начинаются церемонии. Первым делом полагается заколоть буйволов и свиней под ритуальные танцы. Чем могущественнее был покойный, тем больше скота забивают в его честь – иногда счёт идёт на десятки и сотни. Могилы выдалбливают в скалистых горах и украшают деревянными изображениями усопших
После этого дело доходит непосредственно до погребения, но народ торажди очень редко хоронит своих мёртвых в земле. Чаще всего тела кладут в выдолбленных в горах нишах, либо подвешивают деревянные гробы в скалах. Выдолбленные в горах могилы стоят очень дорого, на их изготовление уходит несколько месяцев. Подвешиваемые гробы обычно богато украшаются, но со временем дерево начинает гнить и кости падают вниз.
Для погребения младенцев, умерших до появления зубов. у тораджи существует особая традиция. Их тела заворачивают в ткань и помещают в отверстия, проделанные в стволах живых растущих деревьев, которые затем прикрывают дверцами из волокон пальмы и запечатывают. Через некоторое время дерево начинает затягивать «рану», вбирая в себя маленькое тельце. В одном дереве таких могил может быть не один десяток.
После того, как усопший похоронен, начинается застолье. Затем все расходятся по домам. Но похоронные ритуалы на этом не завершены. Каждый год, в августе, проходит ритуал под названием «манене». Тела умерших извлекают, моют и переодевают в новые одежды. После этого мумии «шествуют» по всей деревне, как зомби.. Странные погребальные ритуалы тораджи ежегодно привлекают на остров множество туристов и специалистов-антропологов. С 1984 года Тана Тораджа является вторым по популярности местом в Индонезии после Бали.
Китай: невеста для покойника
Этому обряду более двух тысяч лет, и суть его в следующем: считалось, что мужчина, который умер неженатым, будет обречен и на одинокую загробную жизнь, и этот факт очень огорчал его родственников. Поэтому покойнику требовалось как можно скорее найти невесту и устроить свадьбу. В XX веке этот жутковатый ритуал под названием «Инь хунь» с подачи коммунистических властей стали считать пережитком прошлого. Но в отдаленных селениях его продолжают практиковать. Несколько лет назад житель Китая попытался выкрасть тело женщины из дома, в котором с ней прощались родственники, и продать за 25 тысяч юаней (2,5 тысячи долларов) семье, в которой скончался неженатый мужчина.
Южная Корея: бусы из праха усопшего
В конце XX века население Южной Кореи начало стремительно увеличиваться, а вот территория страны, естественно, осталась прежней – очень небольшой. Власти, пытавшиеся убедить корейцев не хоронить своих родных, а кремировать, потерпели неудачу: корейцы верят, что тело усопшего непременно должно быть предано земле. Тогда власти нашли компромисс: с 2000 года в Южной Корее разрешено хоронить людей только на срок не более 60 лет. По прошествии этого времени могилу перекапывают, чтобы захоронить кого-то другого. В итоге на сегодняшний день в земле хоронят лишь 30% покойников. Остальных кремируют, а после прах подвергают воздействию высоких температур, отчего он кристаллизируется и превращается в бусины, которые окрашивают в тот или иной цвет. Бусины можно захоронить в любом месте и таким образом все же предать покойного земле, но почему-то их предпочитают хранить дома, в красивых флаконах.
Тибет: на съедение грифам
Тибетцы верят в переселение душ и новое воплощение каждой души на земле. Но для начала эта самая душа должна попасть на небо. Истоки этих верований вполне очевидны: хоронить покойников в горах невозможно, в скальной породе не выкопаешь могилу; кремировать тела тоже не получится – их просто не на чем сжигать, в горах почти нет деревьев. И единственным выходом стал обряд «небесные похороны»: после прощания близких с усопшим могильщик забирает тело и уносит его в безлюдную горную местность. Там он делает на теле покойного несколько длинных надрезов и оставляет его на съедение грифам. Тибетцы считают, что птицы, съевшие останки, унесут душу покойного на небеса. Кости, которые остаются на скалах после трапезы птиц, собирают, дробят, смешивают с мукой и маслом и снова оставляют птицам.
Япония: часть праха – семье, часть – начальнику
Почти все японцы – 99,8% – выбирают для своих близких обряд кремации. Странности в обряде начинаются в момент захоронения праха: среднестатистический японец большую часть жизни посвящает своей работе – в этой стране не принято вовремя уходить с работы или брать выходной, если ты здоров. Поэтому вполне нормальным явлением считается ситуация, при которой прах покойного делят между собой семья и бывшие сотрудники. Первые хоронят урну с прахом в семейной могиле, а вторые – на корпоративном кладбище. Что интересно, форма надгробий на корпоративных кладбищах часто отражает род деятельности компании или ее логотип.
Филиппины: почти как живые
Филиппинский обряд очень похож на индонезийский, с той лишь разницей, что покойного не держат в доме. Ровно наоборот: его одевают в лучшую одежду, сажают в кресло у входа в дом, в руки дают сигарету и стакан с самогоном. Любой желающий может прийти и напоследок поболтать и выпить с усопшим.
Китай. Парящие гробы
У народа бо было принято подвешивать гробы вдоль отвесных стен. К сожалению, сейчас эта традиция уже не существует. Тем не менее, сохранились любопытные захоронения, старейшее из которых был создано 2500 лет тому назад.
Амазония. Круг жизни
У местного племени яномамо существует обряд поедания умерших соплеменников. На самом деле траурный пир – последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом из этой массы и бананов делают пасту, которую и едят всей деревней.
Корейцы обращаются к небу с просьбой принять душу усопшего
Хоронить корейцев принято на третий день после смерти. Перед погребением старший сын покойного или кто-то из его близких родственников должны провести над телом обряд «хон». Его суть в том, чтобы обратиться к небу с просьбой принять душу усопшего. Специально для похорон мужчинам шьют черные повязки, женщинам – белые платки. После всех обрядов их сжигают в изголовье умершего. На кладбище накрывают прощальный стол рядом с телом. После обряда поклонов, в одно из блюд втыкают вилку. Все присутствующие садятся на несколько минут. Считается, что в это время умерший пробует пищу.
Азербайджанцы не оставляют умершего в одиночестве
В Азербайджане рядом с человеком, который находится при смерти, обязательно должна находиться женщина. Оставлять умершего одного также нельзя. После омовения тела, нечетное количество мужчин садится вокруг костра. Если в кругу оказывается чужой человек или кто-то идет мимо, мужчины читают молитву. Мусульманин должен быть похоронен в саванне, лицом на восток, без каких-либо дополнительных предметов. По обычаю мусульман не должны прятать в гробу. Для женщин всегда копают более глубокую могилу, чем для мужчин.
Узбеки устраивают чаепитие
В Узбекистане во дворе дома, где жил погибший, расставляются столы и стулья, выносится самовар. У подъезда дома устраивается чаепитие. К чаю подаются кишмиш, миндаль, жидкая хала, пирожки с мясом, белое варенье и в обязательном порядке лепешки. Дом делится на две части – мужскую и женскую. Если умерший жил в квартире, мужская половина – это двор. Женщины же остаются в помещении, где также пьют чай. В похоронной процессии женщины не участвуют. После заупокойной молитвы тело заносят в склеп. Его кладут так, чтобы голова была направлена в сторону Мекки.
Японцы ножом отгоняют от умершего демонов
В Японии похороны традиционно подчиняются буддистским обрядам. Губы умершего смачиваются водой, это называется «церемония воды». Иногда на грудь покойного кладут нож, который призван отгонять демонов. В гроб кладут белое кимоно, сандалии и шесть монет, которыми умерший рассчитается за пересечение реки Сандзо. После отпевания близкие родственники остаются на ночь у гроба. На следующий день, в процессе церемонии захоронения, умершему присваивается новое буддистское имя, чтобы упоминание настоящего имени не тревожило душу.
Цыгане устраивают пышные похороны
Хоронить умерших в цыганской традиции принято в могилу, выложенную кирпичом. Вещи покойного считаются нечистыми, поэтому их кладут вместе с телом в могилу. Цыгане считают, что, умирая, человек загрязняет постель и дом, поэтому его заранее относят в специальную палатку. Умереть в своей постели считается недобрым знаком. Обычно умершего хоронят в гробу, однако иногда его тело заматывают в ковер.
Откуда взялись те или иные похоронные традиции? Мы порой не задумываемся о том, что обычаи кремировать тело покойника, бросать горсть земли на его могилу, готовить на поминки кутью и блины уходят корнями глубоко в прошлое и тесно связаны с существовавшими тогда религиозными и магическими верованиями. Впрочем, у каждого народа свои особые ритуалы…
До принятия христианства западные и восточные славяне предпочитали сжигать тела усопших. Кремация имела не только гигиеническое значение, но и, по поверьям, способствовала скорейшей отправке души прямо на небо. А вот южные славяне, как правило, хоронили своих покойников в земле и насыпали сверху курган… Кстати, эту традицию у них потом переняли скифские и сарматские племена.
Знать хоронили вместе с утварью, оружием и лошадьми. Именно так был погребен знаменитый князь Олег, воспетый Пушкиным: его действительно захоронили в одной могиле с любимым конем…В некоторых регионах, где проживали славянские племена, тела опускали в воду или же сжигали в лодке, пущенной по реке.
После того как Русь в Х веке была крещена, долгое время наши предки продолжали хоронить покойников по языческому обряду, а иногда сочетали христианские и языческие ритуалы. Так, вместе с крестиками вешали на грудь усопшим защитные амулеты… В могилах новгородских посадников находят оружие, хотя такое захоронение противоречит традициям православного погребения.
У русских крестьян усопшего клали на лавку, головой в «красный угол», где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля – символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья. Обычай это такой древний, что трудно теперь проследить его происхождение. Предполагается, что родился он еще в Древней Греции. Одно из поминальных блюд – кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов – языческих символов Солнца.
Дальневосточные племена айнов первоначально хоронили своих мертвых рядом с хижинами, и только позднее стали отводить специальные места для захоронений. Интересно, что они применяли два типа погребения – подземное и наземное. В первом случае тело заворачивали в циновку и хоронили в могиле, над которой устанавливали надгробие. Во втором клали труп в усыпальницу в форме домика. Если айн умирал, его тело не выносили из хижины через дверь, а прорубали стену. Затем покойного несли к месту захоронения запутанными тропами? чтобы он… не нашел дорогу обратно. Айны верили, что покойник может вернуться…
Тела усопших вождей бальзамировали и устраивали похороны не ранее чем через год. Как и многие языческие народы, айны снабжали мертвецов домашней утварью, оружием и другими предметами, которыми покойные пользовались при жизни. Но перед захоронением все вещи обязательно разламывали. Специалисты по фольклору считают, что таким образом айны стремились освободить «души» вещей от материальной оболочки.
Чукчи, которые также верили в духов, сжигали тела на костре или относили в тундру. Перед погребением покойников переодевали в особую одежду, обычно сшитую из шкур белых животных. Любопытно, что старики и тяжелобольные нередко предпочитали добровольную смерть от руки кого-то из родных: считалось, что такая кончина обеспечит им лучшую посмертную долю. Жители Северного Кавказа, в частности, представители чеченской и ингушской народностей, строили для захоронений каменные склепы, в которых тела практически не подвергались разложению, так как туда не проникал воздух.
У европейцев принято размещать на надгробиях эпитафии покойникам. В Болгарии, например, пишут на надгробных плитах чуть ли не подробные биографии. А вот у японцев информация об усопших считается делом слишком личным, и они размещают на надгробиях специальные QR-коды. При помощи мобильного телефона можно сосканировать оттуда сведения о том, кто здесь захоронен, включая даты жизни и смерти, эпитафию и даже изображение покойного. Так что на наших глазах рождаются новые погребальные традиции, вписывающиеся уже в современную технологическую эпоху…
|