Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда юлианскому календарю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).
В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник – 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».
После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название – колядки – имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» – говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» – пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.
В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота – билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.
Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.
История святок такова… В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение. Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам. Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».
Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.
Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.
Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях». Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.
Фактически период святок нам дан для следующих дел… Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды. В дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» – просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т.е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник – день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду – кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.
Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица. В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Любимое народное развлечение на святки – рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки…
Колядки – это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц», хозяюшку – «красным солнцем», детей их – «чистыми звездами» . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому – как Адам на раю; хозяйка в дому – что оладьи на меду; малы детушки – что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога – сведем корову за рога, кто не даст ветчины – тем расколем чугуны…» Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.
Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» – подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
Еще один святочный обычай – собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю.М.Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» – гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем – покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», – писал фольклорист И.Снегирев книге «Песни русского народа».
Самая «антиобщественная» святочная традиция – «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение – ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.
История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми. После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», – гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли. После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.
Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику – наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими.
Что же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских героинь. Разумеется, нет. Святочные гадания – это отнюдь не баловство, они по сути ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства. Но ведь есть масса других святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
По фильмам и литературным произведениям нам достаточно хорошо знакомы описания святочных обрядов – вспоминаются катания на санях и весёлые румяные лица. Отражение святочных традиций оставили след и в русском фольклоре. Изначально народные корни святочных традиций отсылают ещё к языческим временам (во время зимнего солнцеворота древние славяне проводили обряды-заклинания об урожае, приплоде скота, гадания). Но христианская традиция празднования Святок также известна с древности. Обратим внимание, что гадания Церковь порицает. С пришествием христианства Святки начали наполняться новым смыслом.
Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Историки религии говорят, что даже в IV веке греческие христиане веселились и праздновали две недели после Рождества. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Григория Нисского и Ефрема Сирина. Со временем Святки окончательно стали периодом, когда народ сугубо славит Рождество Христово. Кстати, сам обычай дарить подарки на Святках восходит своими корнями к событиям Вифлеемской ночи, когда волхвы принесли в дар новорождённому Иисусу золото, ладан и смирну.
Что делали христиане на Святки? Существовала традиция помогать бедным и немощным, обмениваться подарками. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные угощения. Молодёжь и дети занимались колядованием, или славлением, – наряжались и приходили в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой. Они распевали церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также колядки – духовные песенки, посвящённые Рождеству. Окончание святочного периода ознаменовывало Крещение с традиционным купанием в проруби.
Сейчас в дни Святок традиционно проводятся концерты духовной музыки. Эта традиция была прервана с приходом к власти большевиков и восстановлена уже в постсоветское время. Кроме того, проводятся благотворительные Патриаршие ёлки для детей и воспитанников воскресных школ, устраиваются детские фестивали и праздничные вечера.
По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных волхвами. Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.
Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику – Крещению Господню. Несмотря на то что святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. До принятия христианства на Руси святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба – Белбога.) По другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» – души предков.
Следует различать две традиции в праздновании Святок: христианскую и языческую. В христианской традиции Святки – это празднование Рождества Христова. До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба – Белбога.) По другим источникам это слово происходит от старославянского «святки» – души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой святок были магические обряды, гадания, приметы.
В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное – рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Первые дни Святок, как правило, предназначались для того, чтобы навестить родителей, сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. Церковная и языческая традиции празднования Святок пересекаются в обычае «смотрин» и «ярмарок невест». В святочные дни одинаково популярными были как всевозможные гадания, ворожба, так и различные игры, хороводы, светские «вечера».
Для Церкви – это время рождественской радости и подготовка к следующему великому празднику – Крещению. Но есть забавнейшая легенда о том, что в дни святок Бог был так счастлив, что у Него родился Сын, что дал послабление чертям и выпустил их из ада. И теперь эти короткие дни черти используют на всю катушку, сбивая православный люд с толку.
Вокруг православной традиции существует множество народных верований и преданий. Вот и легенда об отпущенных погулять чертях – одна из таких. Конечно, Православная церковь ничего подобного в своих традициях не держит, и ни один священник не объявит, что в дни святок чертей выпустили из ада на свободу. Но это удивительно удобная легенда для тех, кто устал от долгого рождественского поста и хочет как следует повеселиться. Чем плохо объяснение, что черт под руку толкнул? В народе считается, что злобные, оголодавшие по душам черти, запертые в аду после Воскресения Христова, пользуются днями «отгулов» для того, чтобы соблазнить православных на всякие непотребства. И в первую очередь – это гадания. Недаром святочная неделя – время гаданий и ворожбы. Хотя церковная традиция предписывает совсем другое времяпрепровождение – православным в эти дни следует посещать церковь, дарить подарки детям и всячески заботиться о стариках. Но зачем выбирать, когда можно следовать обеим, рассудили в народе, и «склеили» обе традиции – успевая днем забежать в церковь на службу и подарить подарки, а вечером сесть за гадание или пообщаться с домовым.
Народные и церковные традиции на святках вообще сплетаются забавным и своеобразным образом. Например, 8 января по народному обычаю принято почитать повивальных бабок и рожениц. Что вполне объяснимо с точки зрения логики – если только что поздравляли Богородицу, родившую Христа, то самое время поздравить и остальных родительниц, а также тех, кто помогает им в этом нелегком деле.
11 января – день памяти убитых Иродом младенцев. Церковь скорбит о четырнадцати тысячах маленьких мучеников, убитых по приказу царя, желавшего уничтожить новорожденного Христа. Народная же традиция гласила, что с этого дня и по самое Крещение женщинам запрещено играть в карты. С одной стороны – это вполне в русле церковных предписаний, но смысл у этого запрета совсем другой. Оказывается, если с 11 по 19 января женщина будет играть в карты, то у нее в огороде куры склюют все огурцы.
А 16 января церковь празднует память одного из ветхозаветных пророков – Малахии. Что совершенно не мешало народу, вернувшись со службы, попросить о помощи еще и домового. Иконы на стенах ничуть не портили веру в то, что под печкой живет маленький бородатый помощник, к которому можно обратиться за защитой – считалось, что в этот день ведьмы портят скотину, и спасти от колдуний способен только домовой.
Участие в гаданиях и языческих развлечениях считается в христианстве большим грехом. Но народ на Руси по этому поводу никогда не переживал. Хотя христианская традиция и запрещает строго-настрого всяческие гадания, волхования и ворожбу, люди издавна уверены – в дни святок дается некое послабление. Вечное желание хоть надкусить запретный плод здесь расцветает во всей красе. Невзирая на все церковные запрещения, в народе упорно считается, что «хоть чуточку-то можно». Тем более что все грехи можно будет через несколько дней омыть в проруби Крещения. Собственно, ради отпущения святочных грехов и пошла традиция нырять 19 января в прорубь.
Но игры с бесами не всем сходили с рук. Например, русский историк и энтограф С.В.Максимов записал такую историю юной крестьянки-гадальщицы: «Пришла я с загадок и задумала суженого вызвать – страх захотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как дернет – ажно у меня голова затрещала. Я как закричу… Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: «Чего ты, Апрось, закричала?»
Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери – не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать – лупцует да приговаривает: «Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей». Мать бросилась, было, отнимать – и матери досталось через меня. Легла я после того на постель, дрожу вся как осиновый лист и реву потихоньку: испугалась, да и отец больно прибил. А утром, только я поднялась – вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей на земь – вся земь усыпана моими висками. Вот как «он» меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половину не осталось – всю почти суженый выдернул».
Но такие истории мало кого останавливали, а кого-то, может быть, наоборот, только подзадоривали. И гадания на святках, особенно в канун Крещения – традиция, которую Церковь считает дурной, но практически неистребимой. И очень живучей. Прочие традиции святок худо-бедно остались в прошлом – например, сегодня уже никто не ставит блюдце с молочком для домового и не гадает о погоде по гусиным потрохам. Зато гадания в большой моде и по сей день. Но есть верный способ защититься от чертей – для тех, кто все-таки хочет рискнуть и погадать. Главное – не относиться к этому всерьез. Воспринять, как забавную игру, вне зависимости от выпавших результатов. И, конечно, не полагаться на результаты гадания, как на непреложную истину. Шутите. Черти боятся смеха.
Святки – это время, когда жизнь переворачивается, когда можно делать все, что запрещается во всякое другое время. Православные святки возникли не на пустом месте. Как утверждают многие исследователи, у наших предков существовали свои поверья об этих двух неделях. Эти поверья, соединившись с христианской традицией, создали ту гремучую смесь святости и магии, которую мы еще можем кое-где увидеть и сегодня.
В старые времена святки очень своеобразно делились: первая неделя называлась «святой», вторая – «страшной». Люди верили, что это время перехода – когда старый год уже закончился, а новый еще не начался (вспомним, что вплоть до прихода большевиков в начале XX века новый год на Руси начинался 13 января). Считалось, что на землю приходят духи умерших, и не только их – в некоторых местах Руси бытовало поверье, будто бы Бог открывал ворота ада, чтобы демоны с чертами могли порадоваться Рождеству. Молодежь и старшие активно гадали о будущем – считалось, что в это время гадать легче всего.
Интересная традиция крещенского сочельника, которая сейчас уже практически нигде не встречается – выгонять нечистую силу. Сюда относили освящение воды, а во многих местах с этой целью обкуривали дом и пристройки ладаном, с топором обходили домашний скот. Кое-где это была задача парней, которую они выполняли ударами кнутов по заборах, размахивая метлами и громко крича.
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
Девушки на святках гадали о суженом, а семейные – о будущем урожае, достатке. Святочные гадания проводили темными вечерами или ночами. В двадцать четыре часа собирались на полуночные гадания, после полуночи – на ночные.
Средствами для гаданий служили предметы, в которых, по поверьям, сосредоточена магическая сила. Это могли быть башмак, юбка, пояс, чулок, наперсток, иголка, кольцо, гребень, зеркало. При гадании девушка должна была соблюсти определенные условия, выбрав правильные место и время. Но прежде всего девушка должна была выйти из-под защиты своей религии и оберегов. Христианки, например, снимали крест, а все без исключения, вне зависимости от религии, развязывали на себе всевозможные узлы, в том числе пояса, распускали волосы, иногда снимали с себя всю одежду, включая и обувь.
Для защиты от потусторонних сил девушка очерчивала вокруг себя магический круг – свечой или лучиной, ножом, кочергой. Если гадали группой, девушки вставали в круг, держа друг друга за мизинцы. К месту гадания следовало идти молча, в темноте, стараясь оставаться незамеченной. Место для гадания тоже выбиралось особое – «нечистое». Это могли быть либо заброшенной дом, а также хлев или сени, подвал или чердак, иногда даже кладбище, либо «пограничные» места – те, где два мира образуют границу: порог или угол дома, ворота, перекресток, места у воды (колодцы, проруби). Гадали и в домах, гадали и у церквей.
Перекресток издревле считался нечистым местом, которое принадлежит демонам, говорили, что на перекрестке над человеком имеет власть нечистый дух. Это место – «пограничное» между двумя мирами, здесь свершались как опасные, так и, наоборот, исцеляющие действия. Ворота, которые также служили местом для гадания, – символ границы между своим миром и чужим. Через ворота перекидывали девушки башмачки, стоя в воротах, загадывали, кто пройдет мимо (появление мужчины предвещало скорое замужество), на ворота влезали и «окликали долю», по услышанным звукам и голосам угадывая свое будущее.
Гадание на перекрестке
Ровно в полночь придите на перекресток, чтобы «послушать округу». Веселый смех или пение невдалеке означает скорое замужество, веселье. Если послышатся плач или причитания – в этом году свадьбы не будет. Считается, что именно на перекрестке можно услышать голос судьбы, ведь здесь проходит граница между двумя мирами, и, стоя на перекрестке, вы как будто находитесь в двух мирах одновременно.
Гадание на зеркале и месяце
В одну из святочных ночей, когда на небосводе виден месяц, возьмите небольшое зеркальце, подойдите к окну и направьте зеркальце так, чтобы в нем отражался месяц. Смотрите пристально – через некоторое время вместо одного месяца вы увидите несколько. Посчитайте, сколько месяцев вам примерещилось: таким образом девушки гадали о будущей семье – большая она будет или нет.
Гадание с тремя зеркалами
Для этого гадания потребуются три зеркала примерно одинакового размера и две высокие свечи. Начинают такое гадание в полночь, предварительно очертив себя магическим кругом – знаком защиты (чертили и мелом, и горящей лучиной, и свечой). Два зеркала поставьте одно напротив другого по бокам от себя, перед ними зажгите свечи, а третье установите позади. Вы должны видеть в боковые зеркала отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться суженый из зазеркалья позади вас. Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также слишком долго рассматривать фигуру в зеркале. Если видение пугающее, скажите три раза: «Чур меня!» – и прекратите гадание, погасив свечи.
Кухонное гадание
Нужно вращать обычный кухонный нож на обычной разделочной доске. Нож кладут в центр доски. По краям доски раскладывают бумажки, на которых написаны возможные ответы: «да» и «нет». Нужно сосредоточиться на вопросе, а затем крутануть нож. Это делают три раза, получая три ответа. Среди них (необязательно первым) будет ответ на поставленный вопрос, а другие два будут дополнительными сообщениями, связанными или не связанными с изначальным вопросом.
Гадание на спичках
По бокам спичечной коробки вставьте две спички и подожгите. Если сгоревшие головки поворачивались друг к другу, значит, «загаданные» парень и девушка будут вместе.
Гадание на нитях
Отрежьте нити одинаковой длины и подожгите их. У кого быстрее догорит нитка, та первая окажется замужем. Если сгорело меньше половины нитки или нитка сразу потухла, то в этом году замуж не выйдете.
Богатство или нищета
Зажженную лучину быстро погрузите в воду. Если она сразу погаснет, значит, ожидается бедная жизнь, а если огонь перейдет выше – богатая.
Гадание по кошачьей лапке
Загадайте желание и подзовите кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, значит, желание сбудется. Если правой – увы! – нет.
Царский сон
Положите под подушку четырех королей из карточной колоды и произнесите просьбу-заклинание: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!» Суженый-ряженый обязательно должен присниться – в образе короля – с короной на голове и в царской мантии.
|