Поговорим о праздниках, которые называют строгими или даже грозовыми… Они приходятся на период завершения сельскохозяйственных работ и сбора урожая различных культур. В их праздновании особенно тесно оказались связаны церковные и народные традиции. Это три Спаса. Главный, центральный среди них православные отмечают сегодня.
19 августа, на Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, храмы обычно окружены огромными толпами. Местами яблоку негде упасть. Люди святят эти и другие плоды, которые нам так щедро дарит наш южный край. Яблочный Спас вопреки жаре по популярности приближается к Пасхе – Светлому Христову Воскресению. К слову, праздник Преображения Господня подобно Пасхе продолжается не один день, а целую неделю. Яблочный Спас – уже второй по счету.
Первый Спас, Медовый, отметили 14 августа. С него начинается Успенский пост. Существует еще одно название праздника – Маковей, в народе – Маковый Спас. Церковь чтит память семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией.
29 августа настанет третий Спас – Ореховый или Хлебный – праздник в честь Перенесения Нерукотворного Образа Христова из Эдессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо.
Само название «Спас» говорит о том, что эти праздники посвящены Спасителю мира – Иисусу Христу.
Получив хороший урожай, часть его наши предки несли в храм священникам и церковнослужителям – как знак благодарности Богу. Приносить Ему начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с ветхозаветных времен.
Спасы всегда были и остаются любимы во всех русских деревнях и сёлах. Спасы тесно связаны с поминовением умерших и погибших. Все эти дни, две недели Успенского поста (с 14 по 27 августа), посвящены еще и памяти Пресвятой Богородицы. А 28 августа – праздник Успения Божией Матери.
Первый Спас – Медовый. Его также называют Маковый, Маковей или Спас на воде. Праздник отмечается 14 августа. Эта дата – начало Успенского поста, который длится до 27 августа.
В этот день Православная церковь чтит память трёх святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Также по традиции в храмах происходит малое освящение воды – поэтому Первый Спас иногда называют Спасом на воде.
По традиции наши предки освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоемы и родники для освящения воды, после чего купались сами и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др.
Медовым Спас нарекли в связи с завершением сезона сбора меда. У пасечников существовал обычай в это время подрезать или заламывать соты – считалось, что иначе соседние пчелы будут вытаскивать мед. В день праздника обходили ульи, выбирали наиболее наполненный медом, “выламывали” из него соты и часть из них несли в церковь на освящение. Мёд ели с различной выпечкой и другими блюдами, хмельной мёд пили на застольях. Считалось, что он способен лечить многие болезни.
Маковеем праздник называют в честь памяти о семи ветхозаветных мучениках Маккавеях. В народе Маккавеи преобразились в ассоциацию с маком, который как раз созревает в августе. Поэтому в этот день пекли множество вкусностей с маком и медом: блины, пироги (маканцы, мачники), рулеты, булочки, пряники, медовые коврижки. Готовили также маковое молочко – маково-медовую массу, которая подавалась к блинам. Перетирали мак для такого молочка в специальной посуде – макитре.
Второй Спас – Яблочный. Этот праздник отмечается 19 августа, совпадая с окончанием сбора летнего урожая и являясь первым предвестником осени и начала полевых работ: посева озимых, сбора картофеля и т.д. В церковном календаре праздник называют Преображение Господне, что связано с описанным в Евангелиях таинственным преображением Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками.
По традиции в этот день освящали в церкви яблоки, хлебные колосья и другие плоды нового урожая. В народе верили, что освященные плоды обладают особыми целебными свойствами, а при надкусывании яблока загадывали сокровенное желание.
Также на праздник запекали яблоки, пекли пироги из постного теста (яблочная шарлотка), блины с яблоками, грибами и ягодами. Немаловажным считалось поминание ушедших родственников: селяне посещали их могилы и оставляли там освященные яблоки.
Третий, или Ореховый Спас приходится на 29 августа, его также называют Хлебным и Спасом на полотне. Он следует сразу после праздника Успения Богородицы (28 августа).
В церковной традиции праздник установлен в честь перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь. Согласно преданию, художник не мог нарисовать Иисуса из-за мощного сияния его лица. Тогда Иисус прижал полотно к своему лицу, и на нем чудесным образом отобразился его портрет. С этим преданием связана народная традиция на Третий Спас торговать холстами, полотнами.
С Третьего Спаса начиналась заготовка лесных орехов – отсюда и второе название праздника. Также на конец августа приходится окончание жатвы. Считалось, что к этому дню весь урожай должен быть собран и смолот.
На Третий Спас пекли пироги из нового зерна, которые вместе с орехами несли на освящение в церковь. Поэтому праздник получил название Хлебный Спас. Одно из его главных блюд – праздничный каравай из нового хлеба. Также на праздник готовили выпечку с добавлением орехов.
14 августа – Медовый Спас, или Спас на воде
Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей – засухи и пожаров. На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Еще одно название праздника 14 августа – Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья. В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора – «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих. Традиционное угощение для Медового Спаса – выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост. Главный напиток Медового Спаса – питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.
19 августа – Яблочный Спас, или Спас на горе
Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир. В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды – своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные. Яблочный Спас – как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки – главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», – утверждали в народе.
29 августа – Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах
В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного – в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно – написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги. В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома – самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди – длинные зимние вечера. «Третий Спас – хлеба припас». День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас – время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу. Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас – зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.
Так как Три Спаса припадают на период сбора урожая и последний месяц лета, множество народных примет и обрядов переплелись с церковными традициями. В эти праздники святят соответствующие продукты и готовят разнообразные угощения. Давайте же детальнее рассмотрим основные приметы и интересные обряды каждого праздника.
14-го августа начинали сбор меда и мака. Эти продукты сперва освящали в церкви, а затем только принимали в пищу. По традиции на Маковея готовят шулики – маковые коржики, пряники медовый, пироги, коврыжку, блины. На пасеках угощали сладким медом в сотах всех желающих детей.
Праздник называют еще Мокрым Спасом. В этот день принято бережно обращаться с водой. Раньше её не только святили в церкви. К Спасу чистили домашние колодцы, убирали берега рек и озер, а на праздник купались до восхода солнца, чтобы смыть все грехи и исцелиться от болезней. Домашнюю скотину также мыли в водоемах и кормили наилучшим зерном, чтобы оставалась здоровой и дала хорошее потомство.
После церковной службы было принято праздновать с семьей, отдыхать. Полевой или домашней работой в этот день старались не заниматься. Исключение было только для пасечников. В давние времена женщины плели из трав обереги для дома, а молодые девушки гадали на суженного.
В Медовый Спас наблюдали за природой и верили в приметы. Например, если 14-го августа идет дождь, то осенью и зимой будет засуха. Если птицы начинают отлетать в теплые края, значит скоро начнутся холода.
В этот день было запрещено ругаться, ссориться, особенно с ближними и употреблять алкоголь.
19-го августа празднуют Яблочный Спас или Преображение Господня. В народе этот праздник ассоциируется со сбором урожая, особенно овощного и фруктового. В церкви святят фрукты: яблоки, груши, сливы, персики, виноград. В некоторых источниках упоминается, что люди приносили на службу даже морковь, помидоры, картофель и зелень – все, чем были богаты.
Хозяйки в этот день готовят множество лакомств с яблоками: закрытые и открытые пироги, пирожки, оладьи и блины, колечки, кисели, компоты и, конечно, печеные яблоки со сладкими начинками. Яблоками и блюдами из них угощали родственников, соседей, знакомых, а также нуждающихся и больных. Считалось, что яблоко – символ плодородия и счастливой семейной жизни, поэтому такой подарок символизировал пожелания всего самого наилучшего. Яблоки также оставляли на могилах родственников.
Говорили, что при откусывании яблочка можно загадать желание и оно обязательно сбудется. А попробовать нужно было как можно больше фруктов.
В поле селяне связывали Дедову или Спасову Бороду. Последние колоски с нивы собирали в большой пучок под шутливые песни, торжественно перевязывали красной лентой, чтобы и на следующий год собрать хороший урожай.
Считалось, что после ухода Яблочного Спаса, уходит и лето. Еще несколько интересных примет:
• Если в день праздника было ветрено, то и зима будет с вьюгами.
• Если на улице сухо и солнечно, то и осень будет теплой и приятной.
• Если до Спаса дала щедрый урожай антоновка (это сладкий сорт яблок), то в следующий год будет много хлеба.
Ореховый Спас называют еще Хлебным. Согласно церковным традициям 29-го августа празднуют перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь.
В народе конец августа символизировали с завершением сбора урожая. До Хлебного Спаса все зерновые должны быть смолоты. Пшеницу святили на праздничной службе, из нее пекли хлеб, пироги и угощали бедных и больных.
Также в конце лета поспевали орехи. Из них к Третьему Спасу хозяюшки готовили различную выпечку: пироги, булочки, блины. Обязательно использовали пшеницу нового урожая. Так же, как и на Маковея, святили водоемы и новые колодцы. Люди ходили в бани с ореховыми вениками. Считалось, что это придает здоровья на год вперед.
Главным событием для селян были ярмарки. Интересной традицией было то, что не разрешалось просто смотреть на товар, обязательно нужно было что-нибудь купить.
Богат Третий Спас и на крайне занимательные приметы.
• Если первый съеденный орех будет вкусным и сладким, то целый год будет радостным.
• Упал на голову орех – ждите большую удачу.
• Найти двойной орех – к успехам. Такой орех советовали сохранить в кармашке.
В этот день также можно и даже нужно было работать над сбором урожая. Нельзя было отказывать тем, кто просил помощи или приюта.
Встречайте три Спаса, 14, 19 и 29 августа в семейном кругу, с вкусной традиционной выпечкой, яблоками, медом и орехами.
|