Magnus Fragor

Главная » Статьи » Разное

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье – один из 12 главных праздников в православии. Отмечается он ровно за неделю до Пасхи. Евангелие от Матфея рассказывает, что апостолы по указанию Иисуса взяли в одном из городов ослёнка и ослицу. Иисус въехал верхом на осле в Иерусалим, где его встретил народ, приветствуя пальмовыми ветвями и восклицаниями: «Осанна (ред.: торжественное молитвенное восклицание) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

В Иерусалиме Иисус исцелял всех, кто к нему обращался. После этих событий в христианской традиции ветви пальмы стали символизировать вечность и победу Иисуса Христа над смертью. Полное название праздника звучит так: «Вход Господень в Иерусалим». В православии распространено и другое название – Цветоносная неделя (Иисуса Христа в Иерусалиме встречали цветами).

У нас пальмовые ветви заменяют вербой – именно это дерево распускается весной одним из первых. Нужно отметить, что искусственные ветви не освящают. Ветви вербы принято освящать накануне праздника – в субботу вечером. После чтения молитв ветви раздают прихожанам, и до конца торжественной службы верующие стоят с зажженными свечами и освященной вербой. Освятить ветви можно также и в воскресенье.

Православные верят, что освященные в Вербное воскресенье ветви, помогают бороться с болезнями, а их присутствие в доме способно оберегать всю семью от разных недугов. Освященные ветки хранят дома в течение всего года. Их можно поставить в вазу или положить у икон. Выбрасывать прошлогоднюю вербу с бытовым мусором нельзя: священники рекомендуют сжечь ее или отдать в храм.

Верующие люди говорят, что правильнее этот день стоит называть Пальмовым воскресеньем. И вот почему: согласно легенде, в 30 году нашей эры Иисус прибыл на своем верном осле в Иерусалим. Первым делом Спаситель отправился в храм, где исцелил страждущих от болезней и порч. Благодарности народа не было предела. Христа одарили одеждой и пальмовыми ветвями. Дело в том, что пальма у древних евреев считалась священным растением. Люди верили, что только она передавала земле магическую силу и, главным образом, влияла на плодородие. Однако христиане жили и в северных широтах – там, где нет тропических растений. И поэтому у нас пальму заменили на вербу – предвестник весны. В Италии символом праздника считаются оливковые деревья. Во Франции – розмарин.

Православная церковь уделяет празднику особое внимание неспроста. В этот день Христа встречали, аплодируя. До этого он три года ходил по городам с проповедями и зачастую ему негде было переночевать. Люди сторонились Спасителя. Не понимали, что перед ними сам Сын Божий. В Пальмовое воскресенье все изменилось.

Главный символ праздника – веточки вербы. Верующие ломают их в субботу вечером и приносят в дом. Утром в воскресенье растения освещают в церкви. Считается, что после этого они становятся волшебными и оберегают от злых духов. Вербу также давали домашнему скоту. Если животное поест священное растение – это избавит от болезней.

К обеду все собирались за столом. Хозяюшки подавали каши, гречневые блины и постную выпечку. Мясо исключено. Отмечать Вербное воскресенье не принято. Праздник, напомним, выпадает на дни Великого поста – период, когда душа очищается перед Богом. Поэтому чем тише пройдет – тем лучше. Уборка в Вербное воскресенье не приветствовалась. Женщинам даже запрещалось шить и вязать. Разрешалось пересаживать комнатные растения. Эта традиция сулила богатство.

Веточками вербы лечили. Для этого предки хлестали больного человека по спине, приговаривая слова:

«Верба, верба, вербочка,
Золотая вербочка.
А я вербой похлещу,
И скажу присловье:
Верба, дай, здоровья!».

Эта традиция избавляла от болезней. А к женщинам, которые не могли забеременеть – прилетал аист.

Выбрасывать веточки вербы после праздника нельзя. В церкви советуют оставлять их дома возле икон и ровно через один год сжигать – избавляться от негативной энергии, накопленной за 12 месяцев. Также разрешается относить растение обратно в церковь и даже спускать по реке. А в Польше, Сербии и Беларуси вербу относили на могилы к умершим предкам. Главное, нельзя выбрасывать. Это предвещало бедность и болезни.

Приметы

• Если в Вербное воскресенье тепло и сухо – летом будет большой урожай фруктов.
• Дует ветер – ждать холодного лета.
• Ударил мороз – год принесет много пшеницы.
• Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.
• Солнечная и безветренная погода в этот особый день обещает теплое лето.
• Человек, который съест почку освященной вербы, обязательно будет иметь успех в важном деле.
• Мысленный призыв любимого человека в такой светлый праздник ускорит его приход в гости.

В этот день люди ходят в церковь и святят веточки вербы и ивы. Рвать вербу нужно накануне праздника – в Лазареву субботу. И с этими ветками нужно приходить на освещение святой водой, которое начинается ночью. Сколько веточек вербы должно быть в букете – вопрос спорный, на который священники не дают однозначного ответа. Вербу люди несут в церковь как символ. Кто-то старается сорвать непарное количество ветвей, а кто-то – столько же, сколько в его семье человек. Освященную вербу хранят дома целый год. Если за это время верба проросла – есть примета, что лучше ее высадить, но ни в коем случае не в своем дворе (можно смерть накликать) – лучше высадить росточки в лесу или возле реки.

Вербное воскресенье: приметы для девушек и заговоры

Этот день мог положить начало долгим и счастливым отношениям. Для этого девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день (с самого утра и до позднего вечера) думали именно об этом парне. Кроме того, в Вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Рано утром находили молодую вербу и ломали на ней небольшую веточку со словами: «До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь». После чего, как несложно догадаться, эту веточку хранили дома за иконами.

Есть еще один вариант любовного заговора в Вербное Воскресенье. Еще до восхода солнца девушка должна наломать вербовых веточек и со всей верой и любовью заговорить их: «Как Вербное воскресенье в радость всему миру православному, так бы я была в радость моему милому, рабу Божьему (имя). Как ждет люд крестьянский звона колокольного к обедне праздничной, так бы раб Божий (имя) ждал меня, поджидал меня, в людской толпе искал меня, в окне выглядывал, всюду высматривал. И кидался бы, и бросался бы на встречной тропе и тянул ко мне руки белые. Как не будет Вербный праздник церковью забыт, так и не забудет меня никогда раб Божий (имя). Аминь». Такие веточки девушка хранит у себя в спальне до тех пор, пока не сбудется загаданное.

Считается, что человек, который съест почку освященной вербы, непременно будет иметь успех в важном деле. А если положить почки от вербы в тесто, то тем самым хозяйка прибавит здоровья всем отведавшим угощение. Также в Вербное воскресенье рекомендуется заниматься пересадкой комнатных растений, чтобы они не только отлично росли, но и привлекали в дом богатство (для выполнения последнего условия – нужно выбирать растение с толстыми листьями).

Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Весной 30-го года н.э., накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения – подданных Римской империи. На Пасху в столицу стекались толпы народа, это был главный в году иудейский праздник.

Иисус Христос, как и все иудеи, тоже отправился в Иерусалим. Прямо после чудесного события – Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и уверились: Иисус – тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти языческого Рима.

Именно за народную любовь иудейские первосвященники были злы на Христа. «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?», – думали они. Первосвященники решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Несмотря на гнев первосвященников и словно в подтверждение народных надежд на нового царя, Христос отправляется в столицу. Это происходит за шесть дней до Пасхи. Но, к удивлению всех, Он въезжает в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает революционеру-освободителю, а на ослике. Этот ослик, на котором восседает Иисус, – символ неотмирности Царства, которое Он проповедует людям.

И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями, тем самым оказывая Христу царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать: «Распни, распни Его!»…

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные. Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который мы называем Страстной седмицей.

События воскрешения Лазаря Четверодневного и Входа Господень в Иерусалим следуют друг за другом в череде Священной истории Нового Завета. Однако само по себе эта последовательность имеет не только хронологически-воспоминательное значение, но, прежде всего, значение прообразовательное. Вход Господень в Иерусалим для Церкви не просто повод для веселия, а событие, имеющее непосредственное значение для истории нашего спасения. Именно поэтому для нас праздником является, например, и усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, в котором Церковь отмечает то свидетельство веры, которое явил святой Иоанн на последнем этапе своей земной жизни.

Точно также и Вход Господень в Иерусалим – это праздник не о том же, что праздновали жители Иерусалима, сами даже не вполне понимая, что именно. Они ошибочно ожидали земного избавления от римского владычества и установления Мессией царства социальной справедливости и победы над врагами Израиля. Мы же празднуем Вход Господень в Иерусалим как свидетельство победы Богочеловека над теми, кто считал Его лжемессией, кто не хотел Его прихода в Святой град как Владыки и Царя народа. Мы также празднуем в этот день Его победу, как вход в Седмицу страданий, через которые и было совершенно дело спасения человеческого рода.

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим в русских храмах освящаются ветви вербы. Смысл этого церковного обряда прост. Ветви вербы отсылают нас к тем ветвям пальм, с которыми жители Иерусалима встречали Господа. В нашей стране, по понятным климатическим причинам, пальмы не растут. В тоже время, конечно, Вход Господень в Иерусалим – это пальмовое воскресенье. И изначально речь идет именно о вайях, то есть о ветвях финиковых пальм, с которыми этот праздник встречают и сегодня, к примеру, на Святой земле. В нашей же Церкви берется то красивое весеннее растение, которое одним из первых пробуждается к жизни.

Ветви вербы верующие по традиции приносят в субботу накануне Вербного воскресения на Всенощное бдение. Во время полиелея — особой части богослужения – священник читает молитвы на освящение верб и окропляет их святой водой. После этого их можно унести домой, поставить там к иконам в «красный угол» или в другое достойное место, где они, пускай, будут радовать верующих хотя бы до праздника Пасхи, помогая создать особую атмосферу тех дней, которые переживает вся Церковь (освящают вербу также и в воскресенье после литургии). При этом стоит понимать, что ветви вербы не предназначены для каких-либо иных вымышленных обрядов, которых Церковь не знает.

Вслед за праздником Входа Господня в Иерусалим наступают самые важные дни каждого года, дни Страстной недели. И главная задача тут – не растерять себя в суете. Правда, наша жизнь на сегодня столь сужена нездоровым ускоренным ритмом, и подавляющими своей изменчивостью новостными рядами, что иногда душа сама просит нас остановиться и прикоснуться к тому глубинному, основному, что является фундаментом человеческого бытия. Богослужения Страстной седмицы и являются одним из таких основополагающих фундаментов нашей жизни. Про них не скажешь, что в них есть какие-то полутона.

Читая Евангелие о днях Страстной седмицы, присутствуя на этих богослужениях, каждый человек, независимо от своей воцерковленности, имеет возможность еще раз, по-настоящему, увидеть белое – белым, черное – черным, правду – правдой, ложь – ложью, подвиг – подвигом, а преступление – преступлением. Поэтому каждому из нас бывает так полезно побывать на богослужениях Страстной недели и расставить все точки над «i» собственного существования.

Стихи о Вербном Воскресенье

Борис Пастернак. Отрывок из стихотворения «Земля»

И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутьи,
На улице и в мастерской.

***

Афанасий Фет. Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просяться
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою кардою
Проносится весна.

***

Константин Бальмонт. Вербы

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льется волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

***

Александр Блок. Вербочки

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первак
Для святого дня.

***

Саша Черный. На вербе

Солнце брызжет, солнце греет.
Небо – василек.
Сквозь березки тихо веет
Теплый ветерок.

А внизу все будки, будки
И людей – что мух.
Каждый всунул в рот по дудке –
Дуй во весь свой дух!

В будках куклы и баранки,
Чижики, цветы…
Золотые рыбки в банке
Раскрывают рты.

Все звончее над шатрами
Вьется писк и гам.
Дети с пестрыми шарами
Тянутся к ларькам.

«Верба! верба!» в каждой лапке
Бархатный пучок.
Дед распродал все охапки –
Ловкий старичок!

Шерстяные обезьянки
Пляшут на щитках.
«Ме-ри-кан-ский житель в склянке
Ходит на руках!!»

Пудель, страшно удивленный,
Тявкает на всех.
В небо шар взлетел зеленый,
А вдогонку – смех!

Вот она какая верба!
А у входа в ряд –
На прилавочке у серба
Вафельки лежат.

***

Агния Барто. Апрель

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, – верно,
Что весна пришла
Это значит – верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень – снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба – верба зацвела.

***

Алексей Хомяков. Вход в Иерусалим

Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
«Ты идешь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!»
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
Школ воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш, слабый, бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего Он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,
Силу Божью обличая,
Весь одеян черной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?»
И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,
Налагая на волненье
Цель любовной тишины,
Мир живет, как дуновенье
Наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.

***

Сергей Есенин. Сохнет стаявшая глина…

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в оврагеv
Средь кустов – как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

***

Иван Бунин. Вход в Иерусалим

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнем преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя все грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой –
О мщеньи, о мщеньи,
О пире кровавом для всех обойденных судьбой –
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата – на позор,
На пропятье!

***

Николай Клюев. Старуха

Сын обижает, невестка не слухает,
Хлебным куском да бездельем корит;
Чую – на кладбище колокол ухает,
Ладаном тянет от вешних ракит.

Вышла я в поле, седая, горбатая,
– Нива без прясла, кругом сирота…
Свесила верба сережки мохнатые,
Меда душистей, белее холста.

Верба-невеста, молодка пригожая,
Зеленью-платом не засти зари!
Аль с алоцветной красою не схожа я
– Косы желтее, чем бус янтари.

Ал сарафан с расписной оторочкою,
Белый рукав и плясун-башмачок…
Хворым младенчиком, всхлипнув над кочкою,
Звон оголосил пролесок и лог.

Схожа я с мшистой, заплаканной ивою,
Мне ли крутиться в янтарь-бахрому…
Зой-невидимка узывней, дремливее,
Белые вербы в кадильном дыму.

***

Константин Фофанов

Печально верба наклоняла
Зеленый локон свой к пруду;
Земля в томленьи изнывала,
Ждала вечернюю звезду.
Сияло небо необъятно,
И в нем, как стая легких снов,
Скользили розовые пятна
Завечеревших облаков.
Молчал я, полн любви и муки,
В моей душе, как облака,
Роились сны, теснились звуки
И пела смутная тоска.
И мне хотелось в то мгновенье
Живою песнью воскресить
Все перешедшее в забвенье
И незабвенное забыть!..

***

Категория: Разное | Добавил: laf2304 (29.03.2018)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz