
Помимо широко известных опытов (например, операций, проводимых Йозефом Менгеле на узниках в концлагере Освенцим), есть множество других не менее страшных и будоражащих воображение, о которых мы знаем крайне мало.
Авторитет не может быть жестоким
Эксперимент, проведенный в 1963 году Стэнли Милгрэмом, продемонстрировал, как ведет себя человек, которого заставляет проявлять жестокость некто авторитетный. Участники проекта тянули жребий, тем самым определяя, кто станет учеником, а кто учителем. "Учениками" всегда становились актеры, специально нанятые для эксперимента. Участникам рассказали, что суть проекта заключается в том, чтобы определить лучшие механизмы для запоминания (что было, конечно, абсолютной ложью). Инструмент воспитания – электрический разряд: на начальной стадии это 45 вольт, за каждую ошибку добавлялось еще 15. Оба участника изначально получили разряд в 45 вольт, якобы для "ознакомления". Все остальные реакции при ударах актеры искусно играли. Правила были следующими: "учитель" задавал "ученику" вопросы. Если тот отвечал неверно, его били током, каждый раз повышая силу разряда. Когда ситуация доходила до предела, актеры специально кричали, вырывались и молили прекратить эту пытку. Если разработчики программы видели, что "учитель" колеблется, ему говорили, что все последствия они берут на себя и просили продолжать. Фразы были заранее заготовленными: "Пожалуйста, продолжайте"; "Эксперимент требует, чтобы вы продолжили"; "Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили"; "У вас нет другого выбора, вы должны продолжать". Результаты эксперимента ошеломили: 65% участников готовы были зайти так далеко, насколько это только возможно. По окончанию проекта они оправдывались тем, что разработчики все контролировали и хорошо понимали, что делают. А как бы в этой ситуации поступили вы?
Подождали
Простая инъекция пенициллина могла спасти сотни и даже тысячи людей в городе Таскиги штата Алабама в США. С 1932 по 1972 год около 400 нищих фермеров, зараженных сифилисом, принимали участие в эксперименте. За это им обещали бесплатное лечение. Уже в 1947 году был найден недорогой и легкий способ излечить их всех – при помощи обычных инъекций пенициллина. Но экспериментаторы намеренно утаили этот факт, чтобы изучить, как протекает болезнь в организме человека. В результате «испытуемые» заразили своих жен и детей, а многие даже не успели дожить до заветного лечения.
Эксперимент по смене пола
Однажды в кабинет известного психолога Джона Мани постучалась семья Реймер. Их сыну Брюсу сделали неудачное обрезание и серьезно повредили половой член. Недолго думая, врач предложил поменять ребенку пол. Что и было сделано. Мани считал, что на полоролевую идентичность мальчиков и девочек влияет исключительно социальное окружение, стереотипы, воспитание и т.д. В итоге Брюс стал Брендой, ему давали гормональные препараты и воспитывали как девочку. В подростковом возрасте Бренда узнала страшную правду о себе. С этого дня началась длинная реабилитация Бренды, которая вновь стала мужчиной, взяв себе имя Дэвид. Воистину жизнелюбивый Дэвид сумел создать семью и даже усыновил четверых детей. Но история, увы, стала известна на весь мир. Не справившись с депрессией, жена Дэвида ушла из семьи, сам же он покончил жизнь самоубийством.
Эксперимент Хофлинга с медсестрами
Не укладывается в голове, как весь мир мог спокойно наблюдать за массовым убийством миллионов невинных людей по прихоти одного диктатора. Этим вопросом человечество стало задаваться после окончания Второй мировой войны, косвенно обвиняя некоторые европейские страны в потакании нацистскому режиму. Тем не менее, этому факту есть научное объяснение: людям свойственно идти на поводу у более авторитетных личностей. В доказательство этой теории психиатр Чарльз Хофлинг провел эксперимент на выявление природы человеческого послушания. В 1966 году он обзванивал сестринские пункты в больницах разного типа и, представляясь одним из врачей, давал распоряжение: вколоть тем или иным пациентам 20 мг сильнодействующего препарата Астротена, что вдвое превышает допустимую дозу в 10 мг. Все медсестры осознавали смертельную опасность такого укола, но их это не остановило. 21 медсестра из 22 принимавших участие в эксперименте с радостью выполнила предписание врача, с которым даже не была знакома. Таким образом, Хофлинг доказал, что на действия конкретного человека может повлиять авторитет более значимой личности, даже если заведомо известно, что она, личность, не права. К счастью, никто из пациентов не пострадал – медсестер вовремя остановили.
Шоковая терапия Лоретты Бендер
Лорнета Бендер известна миру как талантливый американский психиатр, придумавший визуально-моторный тест (Гештальт-тест Бендер), которым специалисты пользуются по сей день для характеристики невербального интеллекта и перцептивно-моторной координации. Однако ее вклад в развитие мировой психиатрии был не таким безобидным, как может показаться на первый взгляд. Лоретта Бендер работала детским психиатром в больнице Беллвью в 1940-х годах и все это время пыталась найти способы борьбы с детской шизофренией. 98 детей регулярно подвергались жестокой шоковой терапии: их заставляли принимать ЛСД и галлюциногенные грибы, которые делали их полностью невменяемыми. Если вдруг состояние детей было недостаточно тяжелым, дозы вводимых веществ увеличивали. Бендер заявила, что шоковая терапия проходила крайне успешно и лишь у некоторых детей впоследствии наблюдался рецидив.
Отряд 731
Вторая мировая война стала ареной, на которой люди демонстрировали самые страшные пытки за всю историю человечества. Поразительно жестокие опыты проводили японцы над китайскими военнопленными. Япония и Китай состояли в крайне тяжелых отношениях еще до начала Второй мировой войны. Никто уже не удивлялся каннибализму и кровожадным пыткам, которые царили в японских лагерях, но садизм, применяемый к китайцам, поражал воображение. Японцы отрезали солдатам конечности, тем самым вызывая образование гангрены; проводили вивисекцию, т.е. хирургические опыты над живыми людьми; скидывали на Китай бомбы, начиненные чумными блохами. Воплощением всех этих жестокостей в жизнь занималось японское спецподразделение “Отряд 731”. На протяжении 12 лет он проводил испытания бактериологического оружия на живых людях. Для них было обычным делом засунуть человека в скороварку и наблюдать: выскочат у него глаза или нет. Однако самое поразительное в этой истории произошло уже после войны, когда правительство США в обмен на результаты экспериментов спустило все с рук ученым, ответственным за бесчеловечные убийства.
Языковой эксперимент Фридриха II
Император Священной Римской империи германской нации был одним из самых могущественных людей в Средние века, и любой его каприз приравнивался к волеизъявлению святого. Таким был Фридрих II Штауфен, правивший европейскими католиками в 1197-1250-е годы. Он страстно увлекался научными экспериментами, большинство из которых отличалось особой жестокостью. Регулярная потеха императора заключалась в следующем: человека замуровывали в бочку с крошечным отверстием, через которое, по убеждению Фридриха, должна была вылететь душа несчастного узника. Однажды он приказал хорошо накормить двух заключенных, после чего одного должны были отправить на охоту, а другого – спать. Все дело в том, что его крайне волновал вопрос: у кого из заключенных быстрее переварится обед. Способ ответить на него был достаточно прост: нужно было выпотрошить обоих. В историю кошмарных опытов Фридрих окончательно вошел после того, как захотел узнать, каким был самый первый язык на Земле – язык Бога. Для этого двух младенцев сразу же после их появления на свет лишили всяческого взаимодействия с людьми. Экспериментатор полагал: когда голоса детей сформируются, язык, на котором они начнут разговаривать, будет тем, что использовали Адам и Ева. Опыт с треском провалился. Два несчастных изолированных ребенка вскоре погибли.
Операция «Полночная кульминация»
Операция «Полночная кульминация» включала в себя специально подготовленные безопасные убежища в Нью-Йорке и Сан-Франциско, построенные с единственной целью – изучать эффекты ЛСД на не дававших своё согласие на эксперимент индивидах. Но для того, чтобы заманить в них людей, ЦРУ замаскировало эти дома под публичные дома. Проститутки на окладе ЦРУ (да, такая вещь действительно существовала) заманивали «клиентов» возвращаться в эти дома. Вместо секса, однако, они накачивали их различными наркотиками, наиболее знаменитым из которых был ЛСД. Также интенсивно использовалась марихуана. За ходом экспериментов наблюдали из-за двухстороннего зеркала – в некотором роде аналог извращённого реалити-шоу. Наиболее ужасающей частью всего этого была сама идея накачивания ничего не подозревающих взрослых людей наркотиками, об эффектах которых они могли вообще не знать.
Проект "Аверсия"
Еще один эксперимент, который доказывает, что невозможно изменить суть человека. С 1970 по 1989 годы в армии ЮАР решили провести "чистку" личного состава от гомосексуалистов, которых признали людьми с психическими расстройствами. Сначала "больных" пытались "лечить" электрошоком, затем – перешли к химической кастрации, заставляли употреблять гормональные препараты, а "неизлечимо больных" отправляли на операцию по смене пола. Точное количество жертв этого проекта неизвестно – операция длительное время была полностью засекречена. Впоследствии примерно подсчитали, что этот проект нанес ущерб не менее тысячи человек в возрасте от 16 до 24 лет. Проект "Аверсия", кроме всего прочего, показал, что человеку нельзя давать абсолютную власть. Иллюзия безнаказанности снимает ограничения в желании человека издеваться над тем, кто выходит за рамки представления о "нормальности". Природа возьмет верх над перевоспитанием или желанием тех, кому принадлежит власть, изменить предпочтения "простых смертных": гомосексуальность у солдат "вылечить" не удалось, эксперимент только разрушил их жизни.
Стэнфордский тюремный эксперимент
В 1971 году состоялся эксперимент, который не планировали, как нечто неэтичное или посягающих на нормы гуманности. Психолог Филлип Зимбардо просто планировал изучить поведение лиц, попавших в тюрьму, то есть в условиях, нетипичные для их жизни. Зимбардо отобрал из студентов 24 добровольца, которых разбили на две группы: одни должны были выполнять роль заключенных, другие – надзирателей. Их закрыли в подвале психологического факультета. Студентам-заключенным предоставили инструкции и советы, как они себя должны вести. Студенты-наблюдатели остались без рекомендаций. Участники опыта не представляли, как себя надо вести, но совсем скоро студенты-наблюдатели выработали свои правила поведения и так вжились в роль, что начали издеваться и бить студентов-заключенных, которые совсем недавно были их хорошими друзьями. Надзиратели подавляли восстания заключенных, рассадили заключенных в камеры поодиночке, поскольку так будет легче остановить беспорядки и усилили систему охраны до того, что не оставляли узников наедине с собой даже в туалете. А вот заключенные чувствовали эмоциональные расстройства и впадали в депрессию. На вопрос, как их зовут, отвечали своими тюремными номерами, а не именем. Студенты-заключенные полностью вжились в свои роли и чувствовали себя как в настоящей тюрьме, а студенты-наблюдатели испытывали полноценные садистские эмоции. Казалось, что все забыли, что это – обычный эксперимент. Зимбардо прекратил опыт, который должен был длиться две недели, досрочно – через 6 дней. Опыт показал, что человек легко поддается влиянию властных авторитетов, если существует определенная идеология, которой придерживается ее окружение.
Крошка Альберт
Психолог Джон Уотсон считал, что все страхи взрослого человека берут свое начало из детства. В 1920 году он провел эксперимент над сиротой Альбертом, чтобы доказать свою теорию. Для этого он использовал белую крысу, с которой мальчик любил играть. В течение двух месяцев ребенку показывали эту крысу, а также белого кролика, маску Санта-Клауса и вату. После он посадил мальчика на ковер под ноги и пустил к нему белую крысу. Когда Альберт прикасался к животному – Уотсон за спиной ребенка бил молотом по металлической пластине. Поэтому Альберт постепенно отказывался контактировать с крысой. Опыт повторили через неделю, но он был недлительным, потому что мальчик начал рыдать, как только увидел крысу. Через 5 дней ребенку начали показывать вату, маску Санта-Клауса, белого кролика, но звуков молота по металлической пластине ученый не издавал, но ребенку хватило прошлых испытаний и мальчик боялся не только крысы, но и всех предметов похожих на неё. О дальнейшей жизни Альберта с этой фобией ученый не мог сделать определенных выводов – мальчик умер в возрасте 6 лет от гидроцефалии. Но его предположение скорее всего были правильными, потому что Альберт всю свою хоть и недолгую жизнь боялся всего, что было похоже на крысу, вату, маску Санта-Клауса или кролика.
Быть как все
В Советском Союзе тоже проводили психологические эксперименты. Поскольку в СССР было принято не выделяться от других, даже левшей переучивали писать правой рукой, то там провели эксперимент "Быть как все" над детьми. Его суть заключалась в том что, группе из пяти детей предлагали попробовать рисовую кашу, четырем давали сладкую, а пятому соленую, то есть безвкусную. И потом, в таком же порядке спрашивали, понравилось ли им блюдо. Поскольку первые четверо детей ответили, что им понравилась каша, то пятый ответил так же, потому что сработал стадный инстинкт, он хотел быть как все. Также проводили похожий эксперимент, перед детьми ставили черную пирамиду и предлагали назвать ее белой, заблаговременно, предупредив всех детей об опыте кроме одного, его мнением поинтересовались в последнюю очередь. И он ответил, что пирамида белая, последовав за толпой. Человек зависим от мнений окружающих, он готова забить на свои взгляды и предпочтения, если существует "единственное верное" мнение общества или властных авторитетов.
Последствия научных опытов могут быть непредсказуемы. Мужчина, которого воспитывали как девочку, заканчивает жизнь самоубийством. Принимающие в эксперименте по изучению сифилиса люди заражают своих родственников.
|