Исследователи, проводившие раскопки иерусалимской церкви Гроба Господня, заявили, что они заново открыли основную часть средневекового главного алтаря, который стоял на вершине церкви эпохи крестоносцев. Но камень размером 2,5 х 1,5 метра оказался гораздо более ценным, когда во время недавних ремонтных работ в церкви, традиционном месте распятия и погребения Иисуса, обнажилась его другая сторона.
Исследователи полагают, что сложные петлевые орнаменты, которые они нашли на давно скрытой части плиты, указывают на то, что когда-то это был украшенный фасад средневекового главного алтаря, который много веков назад занимал почетное место в одном из самых святых мест христианства. Эксперты говорят, что святыня использовалась католическим духовенством до тех пор, пока мусульмане не вернули Иерусалим в 1244 году, после чего она использовалась греческой православной церковью до 1808 года, когда она была повреждена в результате пожара.
«Сейчас его не видно, но изначально он был инкрустирован кусочками драгоценного мрамора, кусочками стекла, кусочками мелкого, искусно сделанного мрамора», - сказал Амит Реем, региональный археолог Иерусалима из Управления древностей Израиля. «Он сиял, и это был действительно удивительный артефакт», - сказал Реем, проводивший исследование вместе с Ильей Берковичем из Австрийской академии наук.
Они определили уникальный метод украшения как «Косматеск», который сочетает в себе классическое, византийское и раннее исламское искусство, в котором тонко вырезанные плитки из цветного мрамора используются для заполнения круглых гравюр на камне.
«Он стоял на вершине, в святилище Церкви (Гроба Господня). Все взоры верующих, паломников обращались к этому объекту. И прямо над ним и вокруг него все первосвященники, священники и монахи церкви совершали всю литургию, главную литургию храма прямо здесь, на столе этого алтаря», - сказал Реем.
Аналогично украшенные алтари были найдены в римских церквях, датируемых 12-м и 13-м веками, говорят исследователи. Исследователи считают, что реликвия в Иерусалиме соответствует прошлым археологическим находкам и рассказам паломников об освящении церкви крестоносцами и формировании ее главного алтаря в 1149 году.
По словам Реема, алтарь использовался католическим духовенством для проведения мессы, пока крестоносцы не покинули Иерусалим. Впоследствии он использовался греческой православной церковью, пока не был поврежден во время пожара в 1808 году, брошен и забыт до недавнего ремонта.
Архиепископ Константины Аристарх, главный секретарь Греческого Православного Патриархата Иерусалима, приветствовал такое исследование в церкви. «Работы людей искусства, людей археологии способствуют нам, способствуют вере церкви, убеждению церкви, что это место… на котором был распят Иисус Христос… погребен и из которого он пришел к воскресению», - сказал он агентству.
Выводы исследователей должны быть опубликованы к концу года Исследовательским обществом Израиля.
|