Известный украинский нейрохирург Игорь Курилец, за плечами которого восьмилетняя медицинская практика и более 500 проведенных операций, работающий на данный момент в Международном центре нейрохирургии, во время выступления на TEDxLviv рассказал, почему каждый современный человек должен постоянно самообразовываться.
По словам специалиста, в условиях современности развитие мозга – главное условия выживания человека. «Постоянное развитие мозга есть обязательным условием вашего существования в мире будущего. Каждое наше движение, чувство, мысли, эмоции, переживание, вера – есть не что другое, как работа мозга», – отметил Курилец. Нейробиолог: «Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы».
Назвал специалист и главное отличие человеческого мозга от самых современных и мощных компьютеров. «Мозг – это 100 миллиардов нервных клеток, которые объединены в различных комбинациях и между которыми пробегают нервные импульсы. Эти клетки очень энергозатратные: имея массу 2% от общей массы тела, мозг потребляет более 20% всей энергии. Но мозг – это не компьютер. Компьютер – это примитивная версия мозга. Последний умеет менять свою структуру в зависимости от его способа использования. Ни один компьютер не умеет пока это делать».
Врач наглядно объяснил, почему от того, чем человек «кормит» свой мозг зависит качество его жизни. «Как объяснить реальность с точки зрения работы мозга. Реальность – это совокупность всей информации, поступающей от всех наших органов и рецепторов к нашему мозгу в конкретный момент времени. Другими словами, реальность – это информация. Ее можно теоретически вычислить в гигабайтах. Реальность – это не то, что вокруг, а то, как окружающую среду оценивает наш мозг. Справляться с таким количеством информации помогают механизмы. Чтобы обрабатывать информацию, выбирая важные вещи и запоминая их. Если обобщить критерии важности для нашего мозга, я бы выделил два вида. Первые относятся к базовым потребностям. Они у нас одинаковые – мы хотим жить, чувствовать себя в безопасности и продолжать свой род. В этом нет ничего удивительного: первая задача мозга – продолжение жизни своего «хозяина».
Вторая характеристика – эмоциональная окраска. Почему эмоции? Потому что это то, что отличает рутинную информацию от важной. Любая из известных нам эмоций приводит к лучшему запоминанию. Это связно с анатомической и физиологической особенностью мозга. Мы знаем, что участок мозга, отвечающий за эмоции, это мигдалеподобное тело. Участок мозга, который отвечает за память, а точнее перенесение информации из краткосрочной в долгосрочную – это гипокамп. Они размещены совсем рядом и между ними есть огромное количество нервных связей. Когда эмоции активируют мигдалеподобное тело, оно активирует гипокамп. И это приводит к улучшенной и ускоренной доставке информации. Другими словами, во время эмоциональной активации мы лучше запоминаем определенные вещи. Зная об этих особенностях, мы могли бы разработать более эффективные методы обучения. К примеру, методики обучения будущего должны включать аудио, видео, иллюстративные материалы, вызывающие определенные эмоции.
«Как только вы прекращаете вкладывать что-то новое в мозг, вы тупеете в прямом смысле этого слова. Объяснить это легко и на анатомическом уровне». Развитие и обучение чему-то новому важно и на физиологическом уровне. Мы представляем наш мозг, как жесткий диск, который прокачиваем на протяжении всей своей жизни. Получили одно высшее образование, другое, прочитали 100 важных книг, просмотрели кучу видео и сходили на разные семинары. Прокачали свой жесткий диск и все – релакс, отдыхаем и пользуемся им всю жизнь. Но я скажу, что мы ошибаемся: мозг чуть не такой. И как только вы прекращаете вкладывать что-то новое в него, вы тупеете в прямом смысле этого слова. Объяснить это легко и на анатомическом уровне. Есть синоптическая пластичность мозга.
Другими словами, когда мы используем какие-то его участки, каналы межнейройнной передачи, они в прямом, анатомическом смысле развиваются. Когда вы перестаете учиться чему-то новому, вы деградируете и каналы, в прямом, анатомическом смысле, тоже. Мозг – гениальное изобретение миллионов лет эволюции. Он защищает нас с самого рождения, контролирует наши действия, делает нас людьми и является основной нашего «я». В мире будущего, где огромное количество специальностей заменят роботы, человек должен быть готов к постоянному самообразованию, развитию и самосовершенствованию, чтобы иметь какие-то преимущества над искусственным интеллектом. В будущем выживет только тот, кто развивает свой мозг».
|