Более образованные люди с большим доходом и субъективным чувством высокого положения в обществе чаще считают, что они лучше остальных.
Психологи из Университета Вирджинии и Стэнфордского университета провели исследование, чтобы понять, благодаря каким процессам в мире сохраняется социально-экономическое неравенство. Анализ показал, что люди из высших социальных классов действительно думают, что они лучше остальных. «Преимущества порождают преимущества. Те, кто родился в высших эшелонах, скорее всего, останутся в них, а предприниматели с большим заработком в большинстве своём происходят из высокообразованных, состоятельных семей», – поясняет доктор Питер Белми (Peter Belmi) из Университета Вирджинии.
По мнению учёных, социальный класс формирует отношение людей к своим возможностям. В свою очередь, это определяет сохранение классовой иерархии от одного поколения к другому. Чтобы исследовать механизмы передачи неравенства, исследователи провели несколько экспериментов. Сначала они проверили теорию о том, что люди с относительно высоким социальным статусом чаще имеют завышенную самооценку по сравнению с людьми из низших классов. Для этого учёные изучили данные 150 тысяч владельцев малого бизнеса в Мексике, которые подавали заявки на кредиты между 2015 и 2017 годами. В рамках этого исследования их попросили принять участие в психометрической оценке, которая включала в себя игру с использованием карточек с картинками.
В ходе игры участникам сначала показывалась карточка с одним изображением. После нажатия человеком кнопки ему показывалась вторая карточка со вторым изображением. Затем испытуемых просили оценить, совпадают ли два изображения. Так повторялось 20 раз, после чего участникам выставлялись баллы в зависимости от того, сколько раз они ответили правильно. Потом каждого потенциального кредитуемого просили оценить, насколько хорошо, по его мнению, он или она справились с заданием по сравнению с другими кандидатами. Оценка должна была содержать от 0 до 100 баллов, среди которых наивысший балл означал «лучше, чем все остальные участники».
Результаты этого теста позволили учёным доказать, что более образованные люди с большим доходом и субъективным чувством высокого положения в обществе чаще считали, что показали в игре хороший результат. При этом фактические результаты теста совпадали с мнением людей из более высоких социальных слоёв. Во второй части исследования добровольцам предложили поучаствовать в онлайн-викторине и также попросили их оценить, насколько хороши они были по сравнению с другими. Результаты также показали, что участники из более высоких социальных классов превозносят себя, хотя на этот раз фактическая производительность уже не соответствовала их высокому мнению о себе. В последнем тесте 236 студентов попросили ответить на вопросы викторины, а затем оценить, насколько хорошо они справились, чтобы определить уровень их уверенности в себе. После этого с ними было проведено имитационное собеседование, которое было записано и просмотрено 900 судьями. Последним было предложено оценить компетентность студентов.
Анализ показал, что участники из более высоких социальных слоёв были излишне уверены в своих силах. А судьи в свою очередь посчитали, что чрезмерная самоуверенность свидетельствует о большей компетентности участника. Мы обнаружили, что их самоуверенность обеспечивает им путь к социальным преимуществам, хотя происходит это не напрямую, отмечают авторы в своей статье, вышедшей в издании Journal of Personality and Psychology. Получается, что люди с относительно высоким социальным статусом более уверены в своих силах. Из-за этого они производят на потенциальных работодателей впечатление, что они более компетентны, чем есть на самом деле. В итоге они чаще получают место, на которое также может претендовать человек из «рабочего класса». Из-за подобных психологических ошибок в мире может сохраняться социально-экономическое неравенство, делают вывод авторы работы.
|